Американский портал для предпринимателей The Hustle опубликовал необычную статью, в которой говорится о тенденциях последних лет на американском рынке арендной недвижимости. Проиллюстрировать свои выводы авторы решили с помощью героев популярных сериалов 1990-х и 2000-х годов – те сейчас вряд ли сумели бы себе позволить жилье, которое снимали по сюжету.
«Секс в большом городе»
Главная героиня «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу по сюжету сериала является внештатным автором – ведет свою колонку в нью-йоркской газете. Персонаж во многом был списан с писательницы Кэндес Бушнелл, которая в середине 90-х была колумнисткой различных изданий, получая за свою работу, по ее заявлениям,в общей сложности около $5 тыс. в месяц до вычета налогов ($60 тыс. в год) – будем считать, что столько же зарабатывала и ее сериальное альтер-эго.
В «Сексе в большом городе» Брэдшоу снимала квартиру-студию на Нижнем Манхэттене (Вест-Виллидж) всего за $1 тыс. в месяц. ТВ-шоу запустили в 1998 году – тогда реальное жилье в элитных районах Нью-Йорка можно было снять за 2,2 тыс. в месяц еще и со швейцаром в придачу. Но сейчас журналистка уже вряд ли могла бы себе позволить жить в своей квартире без руммэйтов: средняя арендная плата по аналогичным предложениям на Манхэттене в феврале 2023 года достигала $3,1 тыс., а конкретно в районе, где обитала героиня сериала, доходила до $3-4 тыс. в месяц.
При этом, по данным онлайн-биржи труда ZipRecruiter, средний заработок журналиста-фрилансера в Нью-Йорке сейчас достигает $68,6 тыс. в год (около $5,7 тыс. в месяц). Таким образом, для Кэрри Брэдшоу арендная плата выросла за последние 25 лет на 55%, а вот доход – всего на 14%.
«Друзья»
Фаны сериала «Друзья», первый сезон которого вышел в 1994 году, уже тогда обратили внимание на то, что некоторые его персонажи в реальности не могли бы себе позволить то жилье, которое они снимают по сюжету. К примеру, совокупный доход двух героинь ситкома Рэйчел (официантки) и Моники (повара) по подсчетам дотошных интернет-экспертов должен был составлять примерно $24,2 тыс. в год, а вот трехкомнатная квартира (с двумя спальнями – two-bedroom apartment) в Нижнем Манхэттене, где они вместе проживали, сдавалась в аренду примерно за $2,9 тыс. в месяц ($34,8 тыс. в год).
Девушки могли бы выжить со своими заработками в другом районе Нью-Йорка – Бруклине: в зависимости от расположения аналогичное жилье там можно было найти тогда за $1-1,8 тыс. либо даже за $700-800 в месяц. Правда, по прошествии почти 30 лет за подобную квартиру придется отдать в среднем $5,4 тыс. – рост в 3-7 раз!
В материале The Hustle также упоминаются и другие сериалы, чуть менее известные в наших широтах: «Семейные узы», «Женаты… с детьми», «Розанна», «Начальная школа Эбботт», «Дела семейные», «Джефферсоны» – об их героях в контексте американского рынка недвижимости можно прочитать в оригинальном тексте статьи.
Так что же происходит?
Авторы материала обращают внимание на то, что еще в 1960-е годы повышение доходов домохозяйств в США почти не отставало от роста арендной платы, это же касалось и цен на жилье. Однако затем ситуация начала меняться, так что в итоге за последние 50 лет средняя цена дома увеличилась в 18 раз, средняя арендная плата в 11 раз, а средний доход домохозяйства только в 7,7 раз.
Разница стала существеннее с 2010-х годов – тогда доходы американцев выросли с поправкой на инфляцию примерно на 17%, а цены на жилье – на 24%. С приходом пандемии стоимость домов и квартир в США подскочила на 39% за два года. Из-за этого все больше людей отказывались от покупки недвижимости в пользу аренды, плата за которую в таких городах, как Бостон и Майами, увеличилась в среднем на 20-40%.
В целом в Америке процент домохозяйств, снимающих жилье, с 1950 года увеличился в два раза, причем сейчас на аренду и коммунальные услуги у них в среднем уходит более 30% дохода.