Введение потолка цен на российскую нефть со стороны ЕС привело к обострению конкуренции местных производителей и вынудило их продавать сырье в Азии с существенными скидками – даже более значительными, чем ранее. При этом стоимость фрахта в западных российских портах с июля выросла в два раза, что осложняет экспорт и в отдельных случаях заставляет работать поставщиков в убыток.
Как сообщает Reuters со ссылкой на собственные источники, основной сорт российской нефти Urals в декабре продавался на мировых рынках с большими скидками, а основной покупатель – Индия – и вовсе покупал сырье по цене ниже порога, установленного в начале месяца ЕС и странами Большой семерки.
По информации агентства, после введения потолка цен на нефть из России местные поставщики были вынуждены перенаправлять в Азию около 1 млн баррелей сырья в день. Источники Reuters утверждают, что начавшееся более ожесточенное соперничество производителей с азиатскими, европейскими и ближневосточными конкурентами привело к росту дисконта на российскую нефть.
Индия, которая стала основным рынком сбыта морской нефти Urals с начала весны, в некоторых случаях платила за баррель российского черного золота в декабре на $12-15 меньше в сравнении со среднемесячной ценой для сырья марки Brent (включая страхование и доставку морем).
Reuters утверждает, что, по его расчетам, скидки на нефть сорта Urals, поставляемую в Индию из западных российских портов, должны были вырасти по отдельным сделкам до $32-35 за баррель (без включения в цену фрахта). Это означает, что иногда, считая локальные сборы, российская нефть продается по цене ниже себестоимости, которую год назад замминистра энергетики России Павел Сорокин оценивал в диапазоне от $15 до $45 за баррель.
При этом стоимость фрахта для производителей в западных портах России увеличилась вдвое в сравнении с серединой года – до $11-19 за баррель. Причиной стал дефицит судов, которые подходят для перевозки нефти в зимних условиях. Из-за этого местные поставщики пытаются обеспечить транспортировку нефти в Индию, используя собственные суда, чтобы снизить расходы.
Напомним, 5 декабря в силу вступило решение ЕС об установлении ценового потолка на поставки российской нефти по морю в размере $60 за баррель – таким образом, импорт сырья будет возможен только в том случае, если стоимость не будет превышать установленных значений.