Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Истории падений: как из-за приписок рухнул многомиллиардный энергогигант Enron

plug
Фото носит иллюстративный характер, источник: hrtechx.com
Фото носит иллюстративный характер, источник: hrtechx.com

Enron – одна из крупнейших энергетических компаний Соединенных Штатов. Она занималась продажей электроэнергии, природного газа и операциями с финансовыми инструментами. Реальный и легальный бизнес, который, однако, рухнул в 2001 году. На тот момент – это было крупнейшее корпоративное банкротство в мире.

Myfin.by выбрал эту историю не только из-за масштаба финансовой катастрофы, но и потому, что история удивительно перекликается с известным нам опытом советского и постсоветского периода. В чем суть – станет понятно через несколько абзацев.

С чего начинался Enron

Компанию создал американский бизнесмен Кеннет Лей объединив две другие энергетические компании в 1985 году. Компания быстро развивалась и в 90-х считалась весьма перспективной. Сам Лей был человеком известным и уважаемым, в какой-то момент его даже прочили на пост министра финансов.

В 1992 году компания оказалась первым поставщиком газа во всей Северной Америке. В собственности Enron были газопроводы, промышленные предприятия и электростанции в разных странах. Компания также торговала фьючерсными контрактами и другими финансовыми инструментами в своей сфере. Акционеры и сотрудники Enron в течение нескольких лет зарабатывали весьма значительные суммы. Отчетность компании проверялась одним из ведущих аудиторов мира.

В чем был подвох

Не станем затягивать главный ответ. Причиной краха стали приписки, завышение стоимости компании, преувеличение финансовых результатов работы. Но это не был простой обман, вроде приписок молока и мяса при сдаче на переработку. Нет! Все гораздо сложнее. Чтобы не было скучно, попробуем описать финансовые операции и нюансы отчетности простыми определениями и аналогиями:


Фото носит иллюстративный характер, источник: pixabay.com

Можно заключить контракт на продажу чего-то, например – природного газа сейчас, а можно совершить форвардную сделку на продажу в будущем периоде. Будущие цены еще не известны, но контракт заключается и частично оплачивается уже сейчас. Потом эти контракты можно перепродавать, т.е. передать кому-то право купить определенный объем газа в будущем.

Для понимания сути добавим, что подобные контракты постоянно перепродаются, а большинство их владельцев не собирается иметь дело с реальным продуктом.

Помните, больше года назад писали о страшном падении цен на нефть? Тогда по 20 долларов за баррель продавалась не реальная нефть, а фьючерсы на нее, как раз вот такие контракты.

Но в ситуации с Enron нужно коснуться предмета еще более сложного – отражения сделок с финансовыми инструментами в бухгалтерском учете. Здесь Enron применял неизвестный у нас креативный или творческий учет – способы вести бухгалтерию так, чтобы не нарушая закон, повысить привлекательность компании и минимизировать налоги.

Что делал Enron

Когда компания торговала реальным газом, то суммы от его продажи учитывались как выручка, из нее вычитались затраты и рассчитывалась прибыль. Потом руководство Enron решило отражать торговлю фьючерсами. Выручкой становилась цена поставки газа в какой-то будущий период. Но это были не реальные цены ими проще манипулировать.

Зато компания Enron получала, по отчетности, большую прибыль. Что повышало спрос на акции Enron, они тоже росли в цене, компания становилась еще дороже, акционеры зарабатывали еще больше на росте курса акций. Потом выяснилось, что на таком варианте учета настоял Джеффри Скиллинг – генеральный директор Enron, а реализовывал схемы – финансовый директор Энди Фастоу.


Джеффри Скиллинг. Фото: businessinsider.com

В результате цена компании основывалась не на фактических доходах, а на предположениях.

Кто и как все это делал?

Справедливости ради надо сказать, что завышали свою эффективность на всех уровнях. Работники рангом пониже представляли результаты своей деятельности в максимально выгодном свете. Их руководители принимали такую отчетность, поскольку она повышала эффективность их работы. Все они получали дополнительные бонусы, а компания дорожала.

Совокупный заработок 200 наиболее высокооплачиваемых сотрудников Enron в 98 году составил $193 млн., а в 2000 году – уже $1,4 млрд. Людям было за что стараться.

Еще один интересный момент – генеральный директор планировал прибыль, и давал сотрудникам указания о том, какая прибыль нужна для роста цены акций. Примерно также, как у нас планируют производство и реализацию продукции на будущий год. Хотя ни будущий спрос, ни будущее положение на рынке ценных бумаг неизвестно.

Чтобы снять с компании часть рисков, по всему миру открывали специальные предприятия. Однако они тоже продавали свои акции, и тем самым увеличивали общие обязательства. Уже чем-то похоже на пирамиду.


Фото носит иллюстративный характер, источник: pixabay.com

Рост стоимости Enron в определенном смысле напоминает разговор о приватизации белорусских предприятий. По нашему мнению, оно стоит миллиарды, а по оценке независимых экспертов – на несколько порядков меньше, немного выше рыночной цены основных средств с учетом износа и за вычетом обязательств.

Еще одна ассоциация – ИБД (имитация бурной деятельности), у нас этим грешат не колхозы, но флагманы промышленности. В процессе ИБД работники изображают кипучую работу, которая должна дать надежду на замечательные результаты или оправдать их отсутствие. В 1998 году генеральный директор Enron даже перемещал работников из подразделения в подразделение, чтобы показать сторонним аналитикам напряженную работу компании.

Как все обнаружилось?

Рано или поздно это должно было произойти, но Enron выдал себя сам. Напомним, что это Америка, страна сдержек и противовесов, никто не может закрыть информацию от широкой общественности. А среди читателей обязательно найдутся профессионалы. Которые заметили слишком быстрый рост цен: в 1999 акции подорожали на 56%, в следующем году – на 87%. К началу 2001 года одна акция имела цену в $83,13.


График падения цены акций Enron. Источник: begintoinvest.com
Капитализация компании перевалила за $60 млрд. Но ее прибыль оказалась в 70 раз меньше, а балансовая стоимость активов оказалась порядка 15% от капитализации.

Специалисты стали задавать вопросы руководству Enron, ответы были вначале высокомерными, потом нервными. Потом была попытка продать компанию, а в конце – заявление о банкротстве. Перед этим акции Enron упали с уровня почти в $91 до $1.

Почему все это получилось?

Потому что дело начиналось как серьезный производственный проект. Потому что всем управляли уважаемые, опытные бизнесмены. А главное – потому что проект приносил прибыль, которая была лучше всякой рекламы.

Кроме того – Enron проверялась аудиторской компанией Arthur Andersen, входящей в пятерку ведущих мировых аудиторов. Как же после этого можно было не верить Enron.

А спусковой крючок нажали публикации в прессе. Журналисты задали вопрос – может ли компания стоить настолько дороже цены своих активов и прибыли? Руководство Enron связно ответить на такие вопросы не могло. Это добавило энтузиазма журналистам, а потом реальное положение дел стало понятно и рядовым акционерам. Хотя, если бы за показателями Enron скрывались реальные деньги, все было бы иначе.

Следователи, представители бизнес-сообщества и сенатская комиссия выяснили потом, что серьезную роль сыграла аудиторская компания Arthur Andersen. Кстати, после разоблачения Enron этот аудитор тоже обанкротился.

Выяснилось еще, что совет директоров Enron не до конца понимал, какую роль играют фьючерсные контракты в деятельности компании.

И еще немного о людях

Основателю Enron Кеннету Лэю грозило до 45 лет заключения, но он умер от сердечного приступа до приговора. Генеральному директору Джеффри Скиллингу присудили больше 20 лет. Но финансовый директор Энди Фастоу согласился сотрудничать со следствием и получил всего 10 лет, а его жена только 1 год за помощь в искажении отчетности.

Наибольшие последствия описанное банкротство имело в законодательной сфере. Были ужесточены требования к аудиторам и составителям внутреннего учета компаний.

Текст: Игорь Смирнов
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все