Если решение будет принято, то онлайн-кинотеатры станут первыми площадками, исключенными из российского реестра аудиовизуальных сервисов с момента его создания в декабре 2020 года. Однако меняет ли что-то такой шаг для самих Netflix и Megogo, приостановивших свою деятельность в России?
Как сообщил изданию «Ведомости» представитель Роскомнадзора, в отношении площадок онлайн-вещания Netflix и Megogo началась процедура исключения из особого реестра аудиовизуальных сервисов.
В соответствии с действующими нормами, весь процесс займет полгода. Площадки исчезнут из реестра, если за этот период их среднесуточная аудитория не будет превышать 100 тыс. пользователей на основании данных компании Mediascope, которая замеряет для российского надзорного ведомства посещаемость интернет-ресурсов.
Информация Mediascope говорит о том, что в феврале посещаемость каждого из названных онлайн-кинотеатров составляла более 180 тыс. в сутки. В марте и апреле аудитория Netflix упала до 148 тыс. и 80 тыс. соответственно. По Megogo за указанные месяцы компания данных о среднесуточной посещаемости не предоставила, зато известно, сколько россиян пользовались ей хотя бы раз в месяц: в феврале – 2,5 млн.; в марте – более 1 млн.; в апреле – 406 тыс.
«Реестр контроля»
Сам реестр аудиовизуальных сервисов был сформирован в России в декабре 2020 года, чтобы облегчить отслеживание запрещенного контента. В него попадали соответствующие площадки, ориентированные в основном на российскую аудиторию и имеющие посещаемость боле 100 тыс. пользователей в сутки. По данным за февраль нынешнего года в реестре было зарегистрировано 27 сервисов.
По большому счету, решение ничего не меняет ни для Megogo, ни для Netflix – оба сервиса еще в начале марта заявили о том, что приостанавливают свою деятельность в России.
Так ли страшно быть исключенным из списка?
У нахождения в реестре были некоторые преимущества – в частности, сервисы могли претендовать на то, чтобы их приложения предустанавливали на поставляемые в Россию смартфоны и приставки Smart-ТВ.
Имелись и ограничения. Так, сервисы из реестра должны соблюдать запреты на показ и соблюдать требования к распространению массовой информации, выпускать контент с возрастной маркировкой, установить программу для определения количества пользователей. Так как владеть аудиовизуальным сервисом имеет право только российское юрлицо или гражданин страны, не имеющий паспорта другого государства, иностранным площадкам приходилось заниматься его оформлением. Также в марте текущего года должна была вступить в силу норма, согласно которой государство обязывало сервисы транслировать 20 федеральных российских телеканалов.
По-видимому, у нахождения вне рамок реестра все же больше плюсов: к примеру, Netflix попал в список только в декабре 2021 года на основе майского обращения ассоциации «Интернет-видео» (туда входят сервисы ivi, Okko, Megogo, Amediateka, Start и др.) – ее представители тогда пожаловались, что американская стриминг-платформа находилась «в заведомо неравном отношении» по сравнению с российскими онлайн-кинотеатрами.