Минчанин Андрей Бегун много лет назад начал коллекционировать елочные игрушки. Это была идея фикс: собрать украшения из различных стран мира, в которых довелось побывать. В какой-то момент игрушек стало так много, что они уже не помещались дома. И тогда появилась идея организовать выставку, которая со временем стала традиционной. Каждый год посмотреть на уникальные изделия из стекла, фарфора, дерева и различных экзотических материалов приезжают люди со всей Беларуси.
Журналисты Myfin.by познакомились с экспозицией и поговорили с владельцем коллекции о елочных украшениях, а также о бизнесе, который стал продолжением необычного хобби.
Выставка елочных игрушек проходит в Национальном историческом музее в седьмой раз. Увидеть знаменитую коллекцию Андрея Бегуна, являющуюся одной из самых больших в мире, можно до 31 января. Посетители выставки – не только дети, но и взрослые, которые в некоторых экспонатах узнают новогодние украшения из советского детства.
Всего же, по словам научного сотрудника музея Дарины Жиговец, на выставке представлены игрушки из более чем 70 стран мира. По многим из них можно составлять географический атлас: стеклянные банки с кока-колой были выпущены в США, красочные драконы и бумажные фонарики попали в коллекцию из Китая, живописные фарфоровые мельницы в бело-синих тонах – новогоднее послание от голландских мастеров с мануфактуры в городе Дельфт.
Есть игрушки и из немецкого городка Лауша, где, если верить легенде, и появились первые елочные украшения.
Согласно преданию раньше жители Лауша и других немецких городов украшали елки на Рождество яблоками. Но однажды год выдался неурожайным, и на ели попросту нечего было вешать. Тогда местные стеклодувы заменили плоды стеклянными игрушками, и с тех пор раскрашенные шары являются неотъемлемой частью праздника.
– Новый год и Рождество празднуют во многих странах мира, и традиционным материалом, из которого изготавливаются елочные игрушки, является стекло. Но в Индонезии, к примеру, такие украшения делают из древесины, – говорит Дарина Жиговец. – В Перу же игрушки изготавливают из глины или из полых тыкв – в каждой стране свои традиции и свои материалы.
Наблюдая за посетителями выставки, научный сотрудник музея пришла к выводу, что особый интерес вызывают старинные елочные украшения. Среди них – жемчужина коллекции, шар весом около 2 кг начала прошлого века, изготовленный в Австро-Венгерской империи. Подобными шарами украшали ели для венских балов.
Также популярны игрушки из ваты, которые сейчас снова в тренде.
– Посетители постарше обычно задерживаются возле витрины с советскими игрушками, с ними связаны ностальгические воспоминания. Очень популярны экспозиция из Перу и изделия польской семейной мануфактуры KOMOZJA. Стоимость некоторых игрушек этой фабрики достигает 2000 белорусских рублей за штуку.
Сейчас, по словам Дарины Жиговец, новогодние игрушки уже перестали быть классическим елочным украшением. Их часто привозят из других стран в качестве сувениров и дарят вместо традиционных магнитиков либо брелоков. Или оставляют себе на память о путешествии, как это делает Андрей Бегун.
«Мечта не продается»
С момента первой выставки, которая состоялась в 2014 году, коллекция минчанина увеличилась в разы и сейчас насчитывает несколько тысяч елочных игрушек из более чем 75 стран мира.
Владелец даже не пытается оценить ее стоимость, ведь среди украшений есть как эксклюзивные экземпляры вроде массивного венского шара, так и недорогие украшения Конго либо Исландии.
– Сама игрушка может стоить несколько долларов, но если посчитать затраты, связанные с поездкой, то это выходят уже совсем другие деньги.
А как быть с тем же венским шаром, которым когда-то украшали королевскую елку на балах? Судя по всему, это единственный сохранившийся в мире экземпляр. Сколько он может стоить – 500 долларов, тысячу?
Андрей признается, что попытки оценить его коллекцию предпринимались неоднократно, в СМИ даже фигурировала цифра в $800 тысяч. Однако если кто-то и согласится выложить за елочные игрушки такую сумму, то вряд ли сделка состоится – коллекционер не готов расстаться со своими сокровищами ни за какие деньги:
– Мечта не продается.
После первой успешной выставки у коллекционера появилась идея создать музей, а позже – фабрику по производству елочных игрушек. Во многом это заслуга посетителей экспозиции, которые задавались вопросом: а где же белорусские елочные украшения?
Так появился бренд «Грай», который ежегодно выпускает порядка 200–300 тысяч игрушек на любой вкус и из различных материалов.
Основная статья расходов – зарплата
До открытия фабрики «Грай» Андрей Бегун владел телекоммуникационным бизнесом, благодаря которому получил стартовый капитал для фабрики елочных игрушек. Предприниматель говорит, что вложил в новое дело несколько сотен тысяч долларов. Первый транш из личных накоплений составил порядка $130 тысяч, которые ушли на то, чтобы организовать производство елочных украшений.
– Точную цифру назвать не могу, потому что часть расходов была связана с запуском фабрики, часть – с постоянными вливаниями в бизнес.
Сегодня общая площадь предприятия, которое находится в центре Минска, составляет более 1000 «квадратов». Но в 2015 году пришлось начинать с нескольких рабочих кабинетов и создавать все с нуля – искать специалистов, которые разбираются в технологическом процессе, привлекать дизайнеров, художников. В отдельную статью расходов вылились эксперименты с освоением различных производственных направлений. В итоге от многих материалов пришлось отказаться, и сегодня новогодние игрушки «Грай» изготавливаются преимущественно из стекла и полимерной керамики.
На предприятии используются и уникальные авторские технологии. Например, «Грай» украшает елочные шары барельефным рисунком и применяет для отливки фигурок поликерамику собственного производства.
Несмотря на то что на фабрике постоянно внедряются технические ноу-хау, ручная роспись остается важной составляющей производственного процесса. Поэтому основные затраты предприятия – не материалы и оборудование, а зарплата сотрудников.
– В среднем художники, которые расписывают игрушки, получают около 1500 рублей. Зарплата не зависит от сезонности бизнеса, она зависит от объема выполненной работы. Игрушки мы изготавливаем круглый год. Всего же на фабрике работает 30 человек.
«Никогда не знаешь, что будет востребовано на рынке»
Производство елочных игрушек можно сравнить с прогулкой по минному полю, так как заранее невозможно предугадать, что понравится покупателям, а что – нет. Андрей признается, что хитом продаж на фабрике уже который сезон являются расписанные вручную птички – синицы и снегири. А вот с символами года не все так гладко, как хотелось бы.
– К прошлому году сделали очень красивых тигров, которых почти не покупали, продаем их до сих пор. Зато мышки – символ 2020 года –оказались вне конкуренции, их заказывают постоянно.
Возникли проблемы и с игрушками, выполненными в технике фьюзинга, из нескольких слоев цветного стекла. Плоские прозрачные елочные украшения, в которых причудливо переливается свет иллюминации, очень популярны в Европе. Но белорусский покупатель воспринял такую новинку довольно прохладно – из десяти елочных украшений, которые продает «Грай», только одно будет изготовлено из цветного «слоеного» стекла.
Неудача постигла и набивного Деда Мороза – около тысячи экземпляров мягкой куклы под елку было изготовлено несколько лет назад, но до сих распродать эту партию игрушек так и не удалось. Зато расписные шары бренда «Грай» пользуются популярностью в любое время года, их в качестве сувениров на маркеплейсах заказывают даже летом.
– Вообще, у нас любой сотрудник может предложить свою идею. Но есть один нюанс: я всегда спрашиваю – а готов ли человек нести ответственность за свою игрушку, готов ли забрать партию в счет зарплаты, если она будет плохо продаваться?
– На самом деле зарплату игрушками у нас никому не выдают. Но мне важно понимать, что сотрудник верит в то, что предлагает.
Создатель бренда «Грай» признается, что в итоге окончательное решение о том, запускать ли в производство игрушку, он принимает сам. А дальше уже покупатель голосует рублем, и становится ясно, насколько удачной была та или иная идея.
«Нам удалось найти свою нишу»
Сегодня «Грай» – единственное в Беларуси предприятие по изготовлению елочных украшений, где каждая игрушка имеет свой характер. При этом фабрика делает акцент на то, что действительно близко и понятно покупателям.
– Во многом это отсылка к игрушкам советского периода, которые легко узнаваемы. Те же снегири и синички, кот в сапогах, наш Дед Мороз, а не американский Санта-Клаус, пользуются популярностью, – говорит Андрей Бегун и добавляет, что китайские производители по этой причине белорусскому бренду – не конкуренты.
Стоят игрушки «Грай» в среднем 15–20 рублей за штуку с учетом торговой наценки, которая составляет от 30 до 100%. За такую сумму сегодня можно купить набор китайских елочных шаров, не отличающихся оригинальностью. Однако авторскую елочную игрушку ручной работы за эти деньги не купишь. Продукция «Грай» находится в среднем ценовом диапазоне.
– Нам удалось найти свою нишу и своего покупателя. Это не только белорусы, но и туристы из разных стран, которым нравятся качественные игрушки, расписанные вручную.
Первые елочные украшения фабрика пыталась продавать через крупные торговые сети, сейчас основные продажи идут на маркетплейсах – торговых площадках, где игрушки доступны круглый год. Поэтому вопрос сезонности для фабрики уже не стоит так остро, как раньше. Летом к коллекции игрушек добавляются различные сувениры и магниты, отдельно изготавливаются партии изделий под заказ, для корпоративных клиентов.
– Но только последние два года нам удается выходить по доходам в плюс. До этого я постоянно вкладывал в фабрику личные сбережения, чтобы сохранить коллектив и обеспечить конкурентную зарплату.
Владелец фабрики признается, что проблем по-прежнему хватает: то курс доллара скачет, то стоимость расходных материалов повышается. Иногда даже появляются мысли закрыть предприятие и заняться чем-то другим.
– Но каждый раз я нахожу для себя мотивацию в том, что за мной стоят люди, у которых есть семьи. И я просто не могу их бросить на произвол судьбы. Ну, и хочется, чтобы в Беларуси были свои елочные игрушки, с национальным колоритом, легкоузнаваемые и востребованные у покупателя.