В 2021 году популярность невзаимозаменяемых токенов взлетела до небес. Об NFT узнали даже те, кто никогда не интересовался блокчейном и криптовалютами. Невзрачная пиксельная обезьяна или картинка с оцифрованным камнем продаются на аукционах за миллионы долларов – что вообще происходит? Спросили у представителей арт-сферы, как они относятся к NFT-искусству.
NFT: что такое и как работает?
NFT – аббревиатура английского понятия non-fungible token, что в переводе означает невзаимозаменяемый токен. По сути, это способ верифицировать цифровое искусство, у которого нет физического оригинала. Подлинность графического или анимированного изображения, видео или другого объекта подтверждается уникальным цифровым сертификатом, который хранится в блокчейне.
Покупка NFT-токена дает обладателю эксклюзивные права на диджитальное произведение – такие же, какие есть у коллекционеров классического искусства.
Первым произведением искусства, которое превратили в NFT-токен, стала картина Бэнкси «Morons (White)». В марте 2021 года ее приобрела блокчейн-компания Injective Protocol за $95 тыс. Владельцы оцифровали картину, а оригинал сожгли, чтобы сохранить уникальность виртуального актива.
Покупать JPG-и и GIF-ки за огромные деньги – мир сошел с ума?
Художник, перформер и арт-терапевт Мария Скакун сначала относилась к NFT, как к хайпу, но со временем изменила свое мнение. И вот почему.
– NFT не вызывал доверия, потому что не имел физической ценности. Ну кто будет покупать за огромные деньги JPG-и, GIF-ки? Сейчас я вижу, что тренд развивается, цифрового искусства становится все больше. В искусстве в целом есть трансформационные этапы. Например, когда появилась фотография, часть художников отказалась от реалистичности и стала создавать авангардные работы. У меня есть ощущение, что сейчас мы переживаем похожий этап.
В качестве примера Мария привела случай из жизни Сальваторе Гарау. Итальянский художник создал скульптуру из воздуха и позже продал ее за €15 тыс.
– Единственным доказательством того, что произведение искусства существует, хотя его и не видно, является сертификат права собственности покупателя. Если провести параллель, NFT-арт – это тоже искусство без физической оболочки.
Хотя границы искусства сегодня очень размыты, девушка не спешит считать все в NFT искусством и рекомендует внимательно смотреть на сам арт.
– Например, мне сложно принимать коллекции обезьян или векторных камней, которые отличаются одним пикселем или оттенком. Однако важна не только профессиональная графика, но и контекст, концепция: что придумал автор, какую идею транслирует.
Сейчас Мария анализирует рынок NFT, собирает базу для своей коллекции, изучает способы монетизации цифрового искусства.
– Есть много источников информации по этой теме, профильные комьюнити – при желании можно влиться. Но я слишком люблю тактильность, работу с живыми материалами, поэтому теме NFT уделяю не так много времени. Для меня это просто еще один канал продвижения, который набирает обороты.
Возможности для заработка или для серых финансовых схем?
Цифровой художник Vizor Games и Hydropunk
– Когда я узнал про NFT, мне это показалось неплохой идеей: что угодно можно подкрепить цифровым ключом, сделать уникальным. Но когда все более-менее известные художники стали продавать NFT, я понял, что это лотерея. И в ней с большей вероятностью побеждает тот, у кого уже есть аудитория.
Сомнения и вопросы к тренду подбрасывала новостная повестка.
– Я прошел несколько стадий. Сначала заинтересованность, потом зависть: как так, столько людей зарабатывают огромные деньги на своем творчестве. Потом стал замечать новости, что NFT используют для серых финансовых схем, отмывания денег. Это поле еще не зарегулировано, в нем непрозрачные правила. Есть мнение, что тот же Beeple, чье полотно ушло с молотка за рекордные $69 млн, вступил в договорную сделку и продал картину своему финансовому партнеру.

– Но больше всего меня оттолкнули факты, что многие NFT-платформы не проверяют авторство работ и люди продают там чужие картинки. Почему главные бенефициары системы не заинтересованы в том, чтобы создать прозрачный инструмент и благоприятную среду для развития?
У Сергея имеется свой взгляд и на долговечность NFT-тренда.
– Искусство уже давно существует в обоих пространствах – физическом и цифровом. NFT – это нечто мимолетное, о чем скоро забудут, как забыли, например, о ClubHouse. Мое мнение таково: если хотите платить художникам – просто платите художникам.
Заменит ли NFT физическое искусство?
Менеджер проектов NFT-платформы Snark.art, биздев акселератора Fuelarts Дарья Ржавцева уверена в устойчивости тренда. Прогноз эксперта – NFT точно останется на рынке, вопрос лишь в объемах и форматах.
– Ведь NFT – это не только арт, это и мода, и архитектура, и все, что может быть оцифровано. Наш акселератор для Art+Tech & NFT стартапов, Fuelarts, выпустил крупное исследование NFT и арт-стартапов за 2021 год. Согласно его данным, через 10 лет объем рынка NFT составит $1 трлн. Но речь обо всех форматах, не только об арте.

По мнению эксперта, NFT – это эпохальное событие, но никак не замена физическому искусству.
– Классический арт не исчезнет, а будет дополнен цифровым. Херст, Кунс и другие известные современные художники не отказываются от классического искусства, но активно идут в цифровые форматы. По сути, их рынок удваивается: коллекционеры по-прежнему покупают их физические работы, плюс они охватывают молодую и состоятельную криптоаудиторию. Я думаю, в этом направлении и будет развиваться тренд.