Бум на криптоискусство открыл для художников новый способ монетизации, а для инвесторов – альтернативный финансовый инструмент. Узнали у эксперта, как зарабатывать на NFT, если создаешь цифровой арт или хочешь вложиться в него.
«Сидеть и ждать покупателя не получится». Как стартовать в NFT?
Для художников NFT – дополнительный канал монетизации и способ расширить свою аудиторию. Чтобы присвоить работе уникальный цифровой сертификат, ее нужно создать в диджитальном формате либо оцифровать. Продавать цифровое искусство проще, чем аналоговое: нет проблем с логистикой, «человеческий фактор» сводится к минимуму.
NFT-артом торгуют на специальных маркетплейсах: OpenSea, Rarible, SuperRare и других. Авторы регистрируются на площадке и загружают туда свои объекты с ценой и описанием. Многие сервисы берут комиссию за размещение — около $ 20-30, бывает и выше. Существуют бесплатные площадки, однако из-за большого количества «мусора» пробиться там сложно, серьезных художников и инвесторов они не привлекают.
NFT-маркетплейсы работают по принципу аукциона: после загрузки работа выставляется на продажу со стартовой ценой, а покупатели вносят свои предложения в течение заданного временного слота. Тот, кто даст наибольшую цену до конца торгов, становится обладателем цифрового арт-объекта.
Но просто выставить свою работу на площадку и ждать покупателя не получится. Искусство нужно продвигать. Художник может делать это самостоятельно: через Twitter, профильные комьюнити, участие в диджитал-ивентах или прямые контакты с инвесторами. Либо он может обратиться к посредникам – продюсерам или агентствам, которые специализируются на NFT.
Старт для новичков – $200
Менеджер проектов NFT-платформы Snark.art и NFT-энтузиаст Дарья Ржавцева отмечает: старт в криптоарте зависит от популярности и успешности художника.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
–Начинающим авторам я бы рекомендовала стартовать с $ 200-300 за работу. Художники, которые уже хорошо известны в физическом мире, могут заходить с отметки в $ 800-1000. Рынок настолько подвижный, что сложно давать общие характеристики – все индивидуально и зависит от карьеры художника, его узнаваемости.
По мнению Дарьи, любые художники, имеющие аудиторию в физическом или цифровом искусстве, могут быть успешны в NFT-формате. Все, что необходимо, – это помощь в продвижении и техподдержка, если нужно оцифровать арт-объект.
–В Беларуси нет NFT-рынка как такового, поэтому художникам негде вырасти, – считает специалист. –Нашим художникам стоит нырнуть в эту прогрессивную сферу и начать продавать свои работы как токены.
Дарья Ржавцева также является биздев-менеджером в Fuelarts– первом специализированном акселераторе для стартапов в сфере ART+TECH и NFT. В мае акселератор открывает учебный курс по запуску и развитию NFT и арт-тех проектов. Дарья рекомендует его стартапам, художникам и всем тем, кто хочет войти в сферу с нуля.
– И профессионалам, и начинающим будет полезен наш репорт – первое глубокое исследование рынка ART+TECH и NFT-стартапов, – добавляет эксперт.
NFT-инвесторам нужно «растить» художников
Дарья Ржавцева считает покупку NFT высокорисковым вложением и приводит в пример известный кейс основателя Twitter. Год назад Джек Дорси продал свой первый твит в виде NFT за $ 2,9 млн. Сейчас новый владелец решил перепродать его за $ 50 млн, но финальная ставка едва достигла $ 7 тысяч.
– Вы можете купить работу и сразу же ее продать, получив небольшой процент. Но, если вы играете вдолгую и говорите о больших инвестициях, я советую вкладываться в платформы, а не в конкретные работы, а также в карьеру художников и инфраструктурные проекты.
По мнению эксперта, оптимальный набор для инвестиционного NFT-портфолио выглядит так:
- токены компаний;
- NFT – признанных, дорогих (а следовательно, высокодоходных) художников плюс перспективных развивающихся;
- криптовалюты (первый и второй уровни блокчейна – Layer 1 и Layer 2).
– Таким образом, портфель становится разнообразным, и, даже если одно из направлений идет на спад, у инвестора есть другие, – подводит итог Дарья Ржавцева.