Напомним, налоговый маневр в России, предполагающий повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижение экспортных пошлин, был начат в 2015 году.
На днях глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов на круглом столе о проблемах топливного рынка предложил правительству сформировать программу по выкупу частных АЗС.
По его словам, вертикально интегрированные нефтяные компании не заинтересованы в покупке малых АЗС, которые расположены в местах, где мало машин и продается сравнительно мало бензина, добавил он.
Справка Myfin.by
Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) — нефтяные компании, по форме собственности являющиеся акционерными обществами и выступающие материнскими организациями по отношению к другим дочерним нефтеперерабатывающим и прочим компаниям.
Особенностью российских ВИНК является высокая степень государственного участия.
Основными российским вертикально-интегрированными нефтяными компаниями являются «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP», «Газпром нефть», «Славнефть».
Павел Баженов рассказал, что из-за разницы в цене в 2 рубля на литр топлива независимые АЗС уже потеряли клиентов. Они предпочитают заправляться на заправках, принадлежащих крупным нефтяным компаниям, способным удерживать более низкие цены.
Как сообщает РБК, совладелец сети заправок GP Vympel Екатерина Савкина заявила, что АЗС этой сети могут закрыться примерно через месяц.
Всего в Саратовской области работают 232 независимых заправщика и 126 АЗС, которые принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям. При этом увеличатся бюджетные затраты на выплаты сотрудникам обанкротившихся предприятий — на 7 млн руб. в месяц – это $111 400, привела предварительную оценку Екатерина Савкина.
Цены на топливо пока удерживают
На это повлияло несколько причин — в частности, рост мировых цен на нефтепродукты (в середине мая баррель Brent достиг $80 впервые за 3,5 года), а также многочисленные повышения акцизов на топливо. В итоге российский внутренний рынок стал менее привлекателен для нефтяников, чем экспорт.
Для борьбы с ростом цен на топливо российское правительство с 1 июня снизило акцизы на дизельное топливо на 2 тыс. руб., с 7,7 тыс. руб. за тонну, и на бензин — на 3 тыс. руб., с 11,2 тыс. руб. за тонну, а также отменило запланированное на 1 июля повышение акцизов примерно на 700 руб. Нефтяные компании, в свою очередь, пообещали заморозить цены на заправках по состоянию на 30 мая.
Эти меры уже дали небольшой результат.
А что в Беларуси?
«Заправочный» бизнес и в Беларуси переживает нелегкие времена. Напомним, пару недель назад владельцы семи сетей АЗС попросили власти принять меры по улучшению финансово-экономических условий работы.
Обращение в адрес госорганов подписали руководители «Лукойл-Белоруссия» (бренд АЗС «Лукойл»), «РН-Запад» («Славнефть»), «Юнайтед Компани», «НефтеХимТрейдинг» («Трайпл»), «Астотрейдинг» (А-100), «Газпромнефть-Белнефтепродукт» («Газпром нефть») и «Татбелнефтепродукт» («Татнефть»).
Владельцы частных заправок Беларуси жаловались на то, что расходы по основным статьям увеличились, а вот маржинальный доход предприятий от розничной торговли топливом практически не изменился.