Почему новичкам везет? И почему демо-торговля успешнее реальной?
В обоих случаях работает психология, а именно - два интересных когнитивных искажения, которые рассмотрим ниже.
Почему новичкам везет?
Наука психология в последние несколько десятилетий попала под огромное влияние работ двух исследователей. Их зовут Даниэль Канеман и Амос Тверски. С конца 1960-х они исследовали, как человек мыслит, воспринимает мир и принимает решения в условиях неопределенности. Один из самых известных плодов их работы - теория перспектив, а также книга "Думай медленно... Решай быстро". А в 2002-м году Д.Канеман получил Нобелевскую премию по экономике, поскольку благодаря своим работам кардинально изменил взгляд экономистов на человека как субъекта экономики.
Работы Канемана и Тверски очень популярны среди трейдеров, поскольку рынок - это сплошная неопределенность. Исследования этих психологов, а также ученых, работающих в этом же направлении, открыли огромный список эвристик и когнитивных искажений.
Эвристика - это прием для быстрого решения умственной задачи. А когнитивное искажение - это ошибки человека в восприятии окружающего мира, в восприятии статистики и вероятностей.
Поэтому в случае с "новичкам всегда везет" мы говорим о неких когнитивных искажениях. Налицо неправильная трактовка статистики. Почему нам кажется, что новичков преследует удача?
Все дело в огромном количестве тех самых новичков. Если взять 100 новичков, то из них наверняка найдется 1, 3 или 5, которым повезет, и они расскажут историю своего везения! Остальные 95 не расскажут ничего, потому что им не повезло - они не выжили, чтобы рассказать об успехе.
Какой психологический эффект здесь сработал? Он называется "ошибка суждения по выжившим" (survivorship bias) и работает так: человек судит о неком явлении только исходя из доступной ему информации, в данном случае - исходя из историй новичков, которым повезло выжить. И он даже не догадывается, что на одного счастливого новичка приходится несколько десятков невыживших новичков.
Такой эффект срабатывает повсеместно, есть он и на рынке, его можно видеть, он представлен в виде биржевых индексов. Любой фондовый индекс на протяжении всей своей истории склонен к росту по одной простой причине - в него входят только сильнейшие компании. Как только в индексе обнаруживается слабая акция - она исключается, на ее место приходит новая, более сильная. Подробнее о компоновке индексов узнайте из "Биржевые индексы: S&P 500".
Поэтому, в следующий раз, когда очередной начинающий трейдер (или вы сами!) рассказывает о своем успехе, он, вероятней всего, попал в те самые 2-5% счастливчиков, которым повезло на первых этапах карьеры трейдера. Но существует такая же высокая вероятность, что через несколько месяцев статистика докажет свое и он отдаст рынку то, что посчастливилось заработать. Удачливые новички - это всего лишь вариация в статистике, которая проявляется на короткое время, а среднее значение продолжит держаться.
Таким образом, удача новичков - это когнитивное искажение человека, которое называется "ошибка суждения по выжившим".
Почему демо-торговля успешнее реальной?
Теперь, когда мы выяснили, откуда берутся удачливые трейдеры-новички, выясним, почему трейдеры повсеместно замечают, что их торговля на демонстрационном счете гораздо лучше реальной. Возможно, это поможет сделать переход на реальный счет более удачным.
В случае с демо-торговлей также работает когнитивная ошибка, а точнее - эффект, и не один.
Наиболее значимый когнитивный эффект, обусловливающий успех демо-торговли, - это "эффект обладания" (endowment effect). Это означает, что человек гораздо выше оценивает то, чем он владеет, что принадлежит ему, что он заработал тяжелым трудом.
Понять эффект обладания поможет исследование, которое проводилось учеными-психологами. В этом исследовании группе людей выдают некий сувенир (ручка, кружка, и т.п.) и просят ответить на два вопроса: "за сколько вы продали бы ваш сувенир соседу?" и "за сколько вы купили бы сувенир соседа?". В результате человек оценил "свой" сувенир гораздо выше, чем сувенир соседа. Вероятно, на этом принципе работает любая торговля: продавец ценит свой товар высоко, покупатель ценит его - продавца - товар низко.
Потому демо-деньгами трейдеру гораздо легче рисковать и терять их, чем своими, заработанными. Срабатывает эффект обладания, для борьбы с которым нужны огромные умственные усилия человека. То же и с демонстрационной прибылью - она не ценится. По этой же аналогии, как установили исследователи-психологи, дорогое вино кажется человеку более вкусным, чем дешевое, хотя, если спрятать цену и марку, различия между сортами уловить сложно.
Как перейти на реал, а торговать, как на демо?
Следовательно, для работы на реальных счетах трейдеру необходимо иметь деньги, которые он может позволить себе потерять. Так ему будет психологически легче бороться с эффектом обладания. Стопроцентные техники, облегчающие переход с демо на реал, вряд ли существуют, но названный выше способ является лучшим из того, что есть на сегодня.
После включения в игру реальных денег срабатывает целый перечень эффектов и когнитивных искажений, которые не проявлялись на демо-торговле. Одним из таких эффектов, в результате которого результаты торговли резко отличаются, - это "эффект мониторинга". В его результате трейдер гораздо активнее наблюдает за открытой позицией и чутко реагирует на малейшие изменения цены. По сути - это тот же эффект обладания, но намного усиленный. Эффект мониторинга приводит к тому, что сделки закрываются и открываются чаще, что существенно ухудшает результаты трейдинга.
Заключение
Реальная и демонстрационная торговля - это два совершенно разных состояния трейдера, вызывающих несопоставимые по силе эмоции. Реальная торговля требует гораздо больше, она создает давление и вызывает такие психологические эффекты, совладать с которыми требует огромных умственных усилий. Мы описали только три эффекта, но в реальной торговле их гораздо больше. Как правило, многие из них связаны с давлением, которые человек ощущает ввиду необходимости сохранить капитал и приумножить его. Подобное давление сбивает фокус и самообладание трейдера. Поэтому задача трейдера - максимально снизить это давление всеми доступными ему способами. Больше информации - в статье "Основы психологии трейдинга".