На чем можно сэкономить, ведя домашнюю бухгалтерию
Экономия образуется за счет того, что основная масса лишних трат происходит спонтанно. А личный учет помогает планировать расходы. Просматривая записи покупок, видишь, что одни и те же товары, имеют разную цену у разных продавцов.
Анализируя учет за период (например – месяц), узнаешь, сколько и чего было куплено. Если вычесть из этого лишние покупки, выброшенные продукты, ненужные вещи и т.д., узнаешь реальный расход каждого продукта.
Вот два способа сэкономить:
- покупать ровно столько, сколько необходимо;
- покупать там, где дешевле.
Сколько это в деньгах?
Ответ будет индивидуальным. Но по российской статистике, выбрасывается 20-23% купленной еды. Вряд ли мы в этом плане сильно отличаемся от ближайших соседей. Да, многие, особенно старшее поколение, старается не выбрасывать продукты, но съедят все, до боли в желудке, «чтоб не пропало». Дело личное, но не полезней ли выбросить?
С одеждой еще нагляднее. У всех в гардеробе есть случайно купленные вещи, которые потом надевали 1-2 раза. Чем это лучше пустой траты? При планировании расходов так не случится.
Экономия бюджета до 50%
Здесь ясности больше. Разница между одинаковыми продуктами в «дорогом» и «дешевом» магазине – 10-15%. Дискаунтеры, оптовые магазины стремятся продавать все на 20-25% ниже минимальной цены в регионе.
Простой расчет:
прошлые расходы (100%), минус 20% экономии по количеству, минус 20% экономии по цене, равно 64%, т.е. экономия составит 36%;
Те, кто уменьшит траты по цене и количеству соответственно на 10% и 10% в итоге сэкономит 19% бюджета на продукты.
С одеждой, обувью и техникой примерно та же история. Хотя здесь дорогие магазины часто оправдывают себя лучшим обслуживанием и помощью в выборе товара. Но если уже знаешь, что купить, то легко найдешь технику на 15-20% дешевле в интернет-магазинах или по акции.
Хороший пример выгоды финансового плана – раннее бронирование путевок. Иногда так можно сэкономить до 50%.
Представляя общую картину можно сэкономить даже на коммунальных расходах. Отследить то, что платится по счетчику и по возможности уменьшить расход.
Плохо поддаются экономии платежи по кредитам. Но и здесь появляется выход: просчитать суммы и переплаты по действующему кредиту и варианты его рефинансирования.
Истории трех людей
Мы постарались найти и поговорить с теми, кто вел или ведет домашний учет. У них разыне профессии и доход, но объединяет их ответственный подход к финансам и опыт экономии благодаря домашней бухгалтерии.
Виталий, тренер
– Пока не был женат привычки контролировать расходы и доходы не имел. Но мне по роду занятий нужно считать калории, белки, жиры и углеводы. Когда ел по 8 раз в день, составлял себе рацион, раскладывал все по контейнерам. Покупать продукты «где придется» быстро прекратил, выбирал акции в гиперах – сразу закупался рисом, гречкой, куриной грудкой и т.д. Спортивное питание тоже всегда покупал оптом сразу на несколько человек, чем экономил минимум 30%.
Татьяна, домохозяйка
– Я вела домашнюю бухгалтерию один раз в порядке эксперимента. Муж ездит на заработки, денег на текущие нужды нам хватает. Но когда сидела дома с ребенком, попробовала считать все расходы.
Две недели просто считала. Потом стала составлять план покупок на следующую неделю. Сразу был энтузиазм сэкономить, поэтому тратила почти на 50% меньше. Но потом понадобились крупные покупки. Разносить их по месяцам не получилось, ведь я не бухгалтер.
Учет расходов бросила из-за того, что надоело записывать, собирать чеки и т.д. Думаю, если планировать расходы, то 20% сэкономишь точно. Когда понадобится – начну опять.
Виктор, молодой специалист на распределении
– Недавно стал жить самостоятельно. Учета не вел, но заметил, что деньги кончаются где-то за 5-7 дней до следующей зарплаты. Попробовал посчитать расходы. Выяснил, сколько нужно денег в неделю на проезд и продукты. Теперь с каждой зарплаты заклеиваю 5 конвертов с суммой недельного минимума (один конверт переходящий). Все крупные расходы делаю сразу после зарплаты. Что остается – трачу. Каждую неделю вскрываю один конверт. Экономию не считаю, но мне стало хватать до следующей получки.