С 1 февраля в Беларуси увеличиваются тарифы на оформление сертификатов электронной цифровой подписи (ЭЦП). Узнали, сколько теперь придется заплатить за возможность подписывать документы в электронном варианте и кому в обязательном порядке нужно иметь ЭЦП.
Цифровая подпись в электронном формате: что это такое?
С 2009 года в Беларуси действует Закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», определяющий порядок документооборота в digital-формате. Электронные документы состоят из двух частей, одной из которых является электронная цифровая подпись. С ее помощью удостоверяется информация, которая содержится в электронном документе. ЭЦП является аналогом обычной подписи и может заменять оттиск печати. Для ее активации используется специальный ключ, который хранится у владельца ЭЦП либо уполномоченных на использование подписи лиц и имеет определенный срок действия. В настоящее время получить ключ доступа можно сроком на один, два или три года.
Владельцами ключа могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые используют ЭЦП для работы с электронными документами. Такой подписью заверяются налоговые декларации, счета-фактуры, различные виды платежей, отчеты в ФСЗН, договоры, в том числе на кредитное и страховое обслуживание. При этом нужно разделять такие понятия, как ЭЦП юридического и физического лица. Например, топ-менеджер может иметь доступ к электронной подписи компании, но при этом никто не запрещает ему создать ЭЦП физического лица для личных нужд. Для индивидуальных предпринимателей оформляется ЭЦП физического лица.
При необходимости и за отдельную плату владелец ЭЦП может оформить атрибутный сертификат для работы с системами ФСЗН.
Носители для хранения ЭЦП: что выбрать?
Носителями ключевой информации (НКИ), открывающей доступ к ЭЦП, могут быть флешки либо sim-карты мобильных операторов А1 и МТС. В первом случае на USB загружается программное обеспечение AvPass или AvBign, которые имеют существенное отличие. AvBign при активации не задействует оперативную память компьютера, так как все криптографические преобразования происходят внутри носителя. Такой вариант программного обеспечения обойдется дороже.
Для получения мобильной ЭЦП у оператора связи необходимо приобрести sim-карту с поддержкой опции электронной подписи, а затем пройти процедуру регистрации ЭПЦ.
Где выдают электронные цифровые подписи и что для этого нужно?
Вопросом оформления ЭЦП занимается Национальный центр электронных услуг, который имеет 44 регистрационных пункта по всей Беларуси. Чтобы получить ЭЦП, необходимо подготовить пакет документов. Например, для ИП потребуются паспорт, заполненная анкета, копия свидетельства государственной регистрации, а также копия квитанции об оплате услуг.
Регламент оформления ЭЦП предусматривает, что электронная подпись может быть выдана физическому лицу (предпринимателю либо представителю юридического лица) только при личном его присутствии (вариант с использованием нотариально заверенной доверенности не подойдет). Также личное присутствие понадобится при внесении изменений в регистрационную информацию. А вот продлить срок действия ЭЦП можно дистанционно, оставив заявку на Едином портале электронных услуг. Правда, нужно учитывать, что такая опция недоступна владельцам ID-карт. Также в режиме онлайн не удастся издать дополнительный атрибутный сертификат для работы с ФСЗН.
Чего ждать в 2024 году?
С 1 февраля стоимость оформления ЭЦП вне зависимости от носителя увеличивается в среднем на 15%. Например, за электронную цифровую подпись на носителе с использованием программного обеспечения AvPass, которая сейчас стоит 99,1 рубля (цены приводятся без учета НДС), придется заплатить 113,95 рубля.
Также, согласно изменениям в Налоговом кодексе, с 1 июля 2024 года налоговые декларации в виде электронных документов в фискальные органы должны предоставлять не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Это означает, что всем ИП до установленного срока необходимо оформить сертификаты ЭЦП, иначе они не смогут сдать налоговую отчетность.
Владимир Несмашный, юрист, учредитель сети Business Network Club:
– Несмотря на то что до вступления в силу изменений Налогового кодекса еще 5 месяцев, я порекомендовал бы индивидуальным предпринимателям, у которых до сих пор нет ЭЦП, уже сейчас заняться ее оформлением. Да, по данным Министерства по налогам и сборам, 90% ИП уже имеют электронные цифровые подписи. Но все равно наплыв желающих их получить ожидается большой. Причем, как это часто бывает, многие будут пытаться оформить ЭЦП в последний момент, когда столкнутся с тем, что налоговые органы не примут у них отчетность в бумажном варианте.
Уже сейчас, насколько я знаю, в центрах выдачи ЭЦП очереди. Даже если люди приезжают по предварительной записи, им приходится ждать. Поэтому не стоит откладывать решение этого вопроса на последний момент, потому что отсутствие ЭПЦ у предпринимателей с 1 июля автоматически повлечет за собой штрафные санкции.
Какому носителю отдать предпочтение? Наиболее популярным вариантом является USB-накопитель, потому что он более удобный в использовании. Нет принципиальной разницы, на сколько именно оформлять ЭПЦ, тут вопрос только в деньгах: готов предприниматель сразу оплатить услугу на 3 года или ему удобнее через год продлить срок действия ЭЦП.
Что касается самой процедуры оформления ЭЦП, то она довольно простая. При наличии необходимого пакета документов получить электронную цифровую подпись можно за один визит в регистрационный центр. Пакет документов тоже не требует времени на подготовку – все необходимое, как правило, есть на руках у тех, кто хочет оформить ЭЦП.