
Каждый месяц Национальный статистический комитет публикует данные по инфляции. Однако не все доверяют им. Ведь мы каждый день ходим в магазин, и кажется, что рост цен гораздо выше, чем говорит официальная статистика. Что такое инфляция, как она считается и почему личные ощущения не совпадают с официальными данными? Myfin.by попросил рассказать об этом начальника Главного управления статистики цен Национального статистического комитета Ярковца Алексея Ивановича.
Что такое инфляция и как ее считает Белстат?
Инфляция – процесс обесценивания денег, сопровождающийся ростом общего уровня цен на товары и услуги. Официальным показателем инфляции в Республике Беларусь является индекс потребительских цен, который характеризует изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг.
Расчет индекса потребительских цен в разных странах базируется на единых принципах и рекомендациях:
- отбор городов для наблюдения за потребительскими ценами;
- отбор организаций торговли и сферы услуг;
- отбор товаров (услуг) для потребительской корзины;
- сбор первичных данных по ценам;
- обеспечение сопоставимости цен товаров (услуг) в двух смежных периодах;
- формирование структуры весов (денежные расходы на приобретение товаров (услуг), численность населения регионов, потребительский расход на члена домохозяйства);
- расчет индекса цен, который производится по специальной формуле Ласпейреса.
Ежемесячно работники статистики собирают информацию по ценам в 31 городе республики (это столица, областные центры, крупные и малые по численности населения города). Список городов, попавших в выборку, постоянный и не меняется. В таких городах проживает более 50% населения республики и более 70% городского населения. В сельской местности цены не регистрируются (считается, что тенденция изменения цен аналогична тенденции в городах).
Сбором данных для расчета индекса потребительских цен занимаются 88 специалистов, осуществляющих регистрацию цен. Она проводится с 10-го по 30-е число ежемесячно при условии, что выдерживается интервал в один месяц между двумя регистрациями цен. Цены отслеживаются в более чем 8 000 организациях – магазины, универмаги, торговые центры, гипер- и супермаркеты, городские рынки, кафе, рестораны, столовые, парикмахерские, мастерские, кинотеатры и так далее.
Обязательными требованиями для отбора организаций торговли и сферы услуг в городах являются:
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
- объекты с различными условиями торговли (предоставления услуг) и различных форм собственности;
- расположение в разных частях населенного пункта;
- ориентация торговых объектов в реализации товаров (услуг) на массового потребителя (уровень цен доступен большому количеству потребителей);
- регулярность поступления товаров, их объемы реализации (регулярная продажа товаров в больших объемах);
- готовность работников торговых объектов оказывать помощь в оценках регулярности поступления, репрезентативности товара, уровня торговой надбавки и прочее.
Для расчета инфляции регистрируются цены на товары и услуги как повседневного спроса, так и нерегулярно приобретаемые. Ежемесячно охватывается более 69 000 ценовых котировок.
В расчет индекса потребительских цен включены не только отечественные, но и импортные товары.
Потребительская корзина
В 2023 году в потребительской корзине для подсчета инфляции насчитывается 491 товар и услуга (из них 161 – продовольственные товары, 246 – непродовольственные товары, 84 – услуги). Перечень товаров и услуг представляет собой единую для республики и регионов выборку товаров (услуг), наиболее часто потребляемых населением. Потребительская корзина ежегодно обновляется – из нее исключаются товары, потерявшие для потребителя свою актуальность, и добавляются новые позиции, на которые увеличиваются расходы населения. Так, в 2023 году были включены в потребительскую корзину 12 новых позиций и исключены 6 позиций.
При регистрации цен на товары учитываются все их основные характеристики – наименование, производитель, фасовка, особенности (размер, упаковка, степень обработки и так далее). Сравнению подлежат цены на товары в одной и той же торговой организации, одного производителя, с единой фасовкой и прочими потребительскими свойствами.
При этом в регистрацию цен не включаются товары на распродажах в связи с истекающим сроком годности либо дефектами, реализуемые по льготным ценам для отдельных категорий граждан, а также по сниженным ценам в связи с закрытием торговых организаций и организаций, оказывающих платные услуги населению.
Персональная инфляция

Индекс потребительских цен характеризует инфляцию в среднем по всем товарам и услугам, включенным в потребительскую корзину. Однако для каждого человека и домашнего хозяйства потребляемый набор товаров и услуг различен. Наборы товаров и услуг, потребляемых студентами, пенсионерами, семьями с детьми и без детей, существенно отличаются и зависят от многих факторов. Поэтому существует понятие персональной инфляции – это показатель прироста цен на товары (услуги), рассчитанный для отдельного домохозяйства. Чаще всего, исходя из своей структуры расходов, члены домохозяйства обычно полагают, что инфляция в стране выше, чем официально опубликованная.
Для определения персональной инфляции на сайте Белстата создан специальный инструмент – «Калькулятор персональной инфляции» (https://calculator.belstat.gov.by/). На данный момент не загружается, идут технические работы. Калькулятор создан для понимания пользователем механизма формирования индекса потребительских цен, реализации возможности расчета данного показателя персонально для каждого пользователя сайта, оценки собственной инфляции и сравнения ее с официальной инфляцией, рассчитываемой Белстатом.
Базовая инфляция
Одной из составляющих индекса потребительских цен является базовый индекс потребительских цен (базовая инфляция), который отражает долгосрочную динамику изменения цен, не подверженную влиянию факторов административного и сезонного характера. Используется базовый индекс потребительских цен государственными органами (например, Национальным банком) и другими организациями для аналитики.