В обсуждениях, которые развернулись во многих белорусских интернет-изданиях и посвященных вступлению России в ВТО, на наш взгляд слишком мало фактов и слишком много эмоций.
Более того, заявления о том, что Беларусь ожидает финансовый крах, зашкаливающий уровень безработицы и другие негативные последствия, которые ждут нас как результат вступления в ВТО нашей восточной соседки — также не слишком оправданы.
Давайте попробуем изучить основные «страхи», опубликованные в Сети за последнее время.
Страх №1: «После вступления России в ВТО нам придется в разы снизить таможенные пошлины, что оставит внутренний рынок страны беззащитным перед дешевой продукцией, ввозимой из-за границы».
Реальность: До вступления Республики Беларусь в Таможенный союз (далее ТС) с Россией и Казахстаном, средневзвешенный тариф таможенных пошлин в нашей стране составлял 8%. После введения в ТС Единого таможенного тарифа, данный показатель вырос до 10,7%.
Теперь, когда Россия приняла условия ВТО, большинство экспертов прогнозируют снижение среднего уровня таможенного тарифа до 7,5-8,5%. В любом случае, внутренний белорусский рынок будет защищен не хуже, чем до вступления нашей страны в ТС.
Страх №2: «Нашу страну ожидает высочайший уровень безработицы».
Реальность: По сути, «страх №2» является продолжением «страха №1». Все те же «Интернет-эксперты» заявляют, что «поток необыкновенно дешевых товаров», которые прямо-таки «хлынут» в нашу страну из-за снижения таможенных пошлин (как мы отмечали выше, существенного снижения пошлин не предвидится), обрушат внутренний рынок, крупные предприятия обанкротятся, также как и многие предприниматели, неспособные конкурировать с дешевой импортной продукцией.
На деле, наше государство такого, разумеется, не допустит. В экономической политике белорусских властей можно найти множество минусов, но защищать «отечественного производителя» у нас умеют.
Немного о перспективах России
Любопытно, что, по мнению многих российских СМИ, вступление нашего восточного соседа в ВТО принесет скорее отрицательный, чем положительный экономический эффект. Хотя официальная Москва заявляет, что вступление во Всемирную Торговую Организацию привлечет в Россию значительные объемы иностранных инвестиций, а это в свою очередь позволит модернизировать производство и добиться роста ВВП, большинство экспертов весьма скептически относятся к такому пути развития событий.
Более вероятным сценарием называется, опять же, обрушение российского внутреннего рынка, неспособного конкурировать с качественной и сравнительно недорогой продукцией, поставляемой из того же Евросоюза.
Кроме того, важно не забывать и про отрицательный имидж России в мировом сообществе — страна с настолько высоким уровнем коррупции едва ли может считаться удачным местом для инвестирования.
Как бы то ни было, экспертных мнений и оценок по данному вопросу высказывается великое множество, но оценить результаты вступления России во ВТО мы сможем не ранее, чем через пять-семь лет, по завершению так называемого «переходного» периода, в ходе которого планируется завершить приведение российских таможенных пошлин до уровня стран-участниц данной организации.
Больше плюсов, чем минусов
Конечно, вступление России в ВТО повлечет серьезные последствия для всех стран-участниц ТС, поскольку согласно положениям договора о функционировании Таможенного союза, после присоединения к ВТО любой из стран, входящих в ТС, ставки Единого таможенного тарифа внутри Таможенного союза должны быть приведены в соответствие с нормами ВТО.
Следовательно, в ближайшее время в рамках Таможенного союза будут проводиться изменения таможенных пошлин, техрегламентов, норм ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Как данные изменения отразятся на экономическом положении Беларуси? Скорее положительно, чем отрицательно.
После вступления России в ВТО ряд российских производственных отраслей, согласно правилам Всемирной Торговой Организации, потеряют государственные субсидии. Именно поэтому белорусские производители тракторов, сельскохозяйственных машин и грузовиков смогут укрепить свое положение на российском рынке (в случае, если наша техника сможет успешно конкурировать с европейской и южно-корейской).
Кроме того, приведение Россией ряда национальных техрегламентов, фитосанитарных и санитарных мер в соответствие с международными стандартами весьма благоприятно отразится на белорусских экспортерах, так как во многих случаях российские стандарты куда более жесткие, нежели международные (в особенности по продуктам питания).
В конечном счете, все сводится к вопросу — смогут ли белорусские производители быть конкурентоспособными на российском рынке, после того, как туда придут товары из третьих стран?
Приведем пример:
После вступления в ВТО Россия обязалась повысить квоты на объемы импортируемой по сниженным тарифам свинины более чем на 60 тысяч тонн. Это открывает для наших производителей новые возможности — они смогут реализовать в России больше товара. Однако, учитывая рост конкуренции на российском рынке, это право нашим производителям придется отстаивать перед производителями из других стран.
В заключение, выделим ряд белорусских товаров, объемы реализации которых в России действительно могут существенно снизиться после вступления последней в ВТО:
- Лекарства (дешевые лекарственные средства из Франции, Венгрии, Индии и Германии могут вытеснить продукцию наших производителей с российского рынка);
- Холодильники (основной конкурент — продукция из Южной Кореи);
- Тракторы (за счет роста импорта из Швеции и Германии).
Впрочем, вклад указанных отраслей в экспорт не слишком велик, а по всем остальным направлениям наши производители имеют отличные шансы сохранить позиции на российском рынке. Смогут ли они это сделать — покажет время.