Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

«Кризис будет затяжным, последствия – серьезными». Что происходит в банковском секторе России

plug
Фото с ежегодного форума FinProfit-2022
Фото с ежегодного форума FinProfit-2022

«Кризис повлиял на все сферы и отрасли России, не оставив в стороне и банковскую сферу, в которой действовало 52 банка с иностранным капиталом». На форуме FinProfit-2022 старший проектный лидер Frank RG Анастасия Кудрякова рассказала о том, что происходило в банковской системе России в последние 6 месяцев: каковы первые последствия кризисного шока для банков, что влияло на участников рынка и дала прогноз развития ситуации. Представителям финансового рынка было также презентовано исследование очередного «периода турбулентности» и описано влияние внешней среды на банковскую систему РФ.

Уход иностранцев: неспешный и не общий

– В России 52 российских банка с иностранным капиталом. Условно их можно разделить на две большие группы:

  • первая – банки, связанные с корпоративным бизнесом либо с инвестиционной активностью;
  • вторая – банки, связанные с обслуживанием розничной клиентской базы.

Если говорить о первой группе, то все заявления (с февраля) были достаточно жесткие: об уходе из России.

Но есть банки, которые говорят о сокращении активности, однако определенных заявлений об уходе нет. И есть банки, которые остаются, – в основном азиатские.

Так, например, Commerzbank в марте объявил об уходе, но в мае опроверг заявление и заявил, что остается работать в РФ, – описала ситуацию представитель аналитической и консалтинговой компании Frank RG.


Слайд из презентации Анастасии Кудряковой

Вторая важная группа – это Raiffeisen Bank, Росбанк (уже проданный) и UniCredit Bank – системообразующие банки, в их число входят OTP Bank, Home Credit и Citibank, которые также входят в топ-50 по активам (их общие активы составляют более 5 триллионов рублей). Эти банки выдали кредитов населению примерно на триллион рублей, и население держит в них примерно на 1,7 триллиона рублей, – это достаточно важные участники рынка.

Сейчас уже 4 игрока намерены продать свой бизнес и покинуть Россию. И Raiffeisen Bank, и OTP Bank говорят, что остаются, но прогнозировать со 100-процентной уверенностью, что случится с этими игроками, нельзя. За кадром остаются другие игроки – нишевые банки, которые активны в сфере автокредитования, и банки, которые обслуживают торговые операции. В основном они стали заложниками ситуации и заявлений об уходе не делают, – пояснила представитель Frank RG – единственной на рынке компании, имеющей доступ к внутренней информации крупнейших банков России.

Слайд из презентации Анастасии Кудряковой

Кредитные карты поддержали рынок

Анализируя кредитный рынок, Анастасия Кудрякова рассказала, что в первом полугодии наибольшее падение пришлось на март-апрель, когда объем выданных кредитов в рублях обвалился на 60–80% в зависимости от продуктовой категории.

В мае-июне наблюдалось некоторое восстановление, и по данным за две недели июля банки выдали 600 млрд российских рублей кредитов.

По прогнозам Frank RG, эта цифра за текущий месяц вырастет до 1,3 млрд.

Слайд из презентации Анастасии Кудряковой

Несмотря на то что кризис 2022-го достаточно уникален, в аналитической и консалтинговой компании посчитали, что его можно сравнивать с предыдущими, и взяли кризисы 2014 и 2020 годов, дно в которых было на уровне 60–80% падения рынка.

– Если взять точками отсчета ноябрь 2014-го и март 2020-го, приняв их за 100%, то видно, что первый был более затяжным. Если совместить их с текущим кризисом, станет ясно, что кризис 2022-го походит, скорее, на кризис 2014-го. И несмотря на данные июня-июля, которые показывают, что восстановление идет быстрее ожидаемого, кризис будет, скорее всего, затяжным и продлится до 2023-го, – дала первый прогноз Кудрякова.


Слайд из презентации Анастасии Кудряковой

Анализируя рынок в разрезе категорий, старший проектный лидер Frank RG отметила, что в кредитовании наличными топ-3 банков потеряли свои позиции, в ипотеке падение их доли было еще больше – на 7,2% и наблюдался резкий рост доли новостроек: с 40% в феврале до 57% в мае. А вот автокредитов лидеры банковского рынка выдали больше прочих, нарастив свою долю на 11%. Но из-за дефицита автомобилей этот сегмент восстанавливается медленнее.

В POS-кредитовании ситуация динамична – приходят активные новые игроки, из-за инфляции растет средний чек и медленно восстанавливается объем. На этом фоне топ-3 российских банков резко увеличили свою долю рынка – на 14,6%, до 53%.

Единственной продуктовой категорией, которая не потеряла в объемах, стали кредитные карты.

Наоборот – с каждым месяцем этот сегмент пусть и ненамного, но прирастает. В этой категории, являющейся самой стабильной на рынке во время кризиса, и статус-кво не меняется – доля топ-3 российских банков составляет 72–73%.


Слайд из презентации Анастасии Кудряковой

– Также можно отметить три новых тренда:

  1. Банки при выдаче новых карт сокращают лимиты.
  2. Карты с грейс-периодом свыше 100 дней и программами лояльности стали более премиальным продуктом и не рассчитаны теперь на массового клиента.
  3. Банки активно предлагают программы рассрочки по кредитным картам, – отметила Анастасия Кудрякова.

Ставочные горки

Что касается кредитных ставок, то в марте они резко подскочили, на 6–10%, что сказалось и на уровне одобрения и количестве заявок в целом. Но к середине лета произошел откат, и ставки приблизились к январским показателям.

Слайд из презентации Анастасии Кудряковой

Перейдя к рынку депозитов, финансист отметила, что вслед за резким повышением ставки рефинансирования выросли ставки вкладов, что позволило сохранить объем привлеченных средств населения.

Слайд из презентации Анастасии Кудряковой

Оценивая рынок банковского кредитования физлиц, Кудрякова подчеркнула, что крупнейшие игроки существенно пострадали из-за санкций, так как недоступность международных рынков не дает им возможности в полной мере оказывать свой сервис. При этом иностранные банки, несколько нарастившие показатели в начале кризиса, теперь задумываются о продаже бизнеса, а вот небольшие российские банки выиграли от изменения ландшафта.

Слайд из презентации Анастасии Кудряковой

Госбанки станут сильнее

Анастасия Кудрякова также дала прогноз, основанный на опросе участников рынка. Согласно мнению профессионалов банковского сектора, прогнозы которых не радужные, единственным сегментом, в котором игроки ощущают надежду, является ипотека.

В лучшем сценарии ожидается рост на 2%. Специалисты нашей компании не во всем согласны с мнением опрошенных участников рынка – наши прогнозы более пессимистичны. Считаем, что рынок автокредитования просядет сильнее – примерно на 50%, а вот по поводу POS-кредитования более оптимистичны и думаем, что он (восстановившийся достаточно быстро) упадет не так сильно, – отметила она.


Слайд из презентации Анастасии Кудряковой

Резюмируя, старший проектный лидер Frank RG сделала вывод, что санкции серьезно изменят банковский рынок, в том числе сектор кредитования.

– Блокировки мобильных приложений, логистические проблемы с поставками оборудования, эмиграция ИT-специалистов – все это создает экстремальные проблемы для ИT-подразделений банков. Это настоящий вызов 2022–2023 годов.

Подводя итог, отмечу, что, по нашему мнению, необеспеченные кредиты будут восстанавливаться быстрее (POS-кредиты, кредитные карты, кредиты наличными на небольшие суммы), чем ипотека и автокредитование, и давление на финансовый сектор приведет к большей консолидации и увеличению доли государственных банков, – заявила Анастасия Кудрякова.

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все