Свежая статистика Национального банка показала, что за март валютные депозиты сократились на 628 млн долларов. При этом всего за 1 квартал они уменьшились на 937 млн долларов и составили на 1 апреля 10,072 млрд долларов. Насколько критична эта ситуация и удастся ли банкам вернуть вкладчиков с помощью повышения ставок по вкладам, мы спросили у старшего научного сотрудника BEROC Дмитрия Крука.
– Безусловно, это влияет на валютную ликвидность банков. И хоть в абсолютной величине это не гигантская сумма, нельзя забывать, что валютная ликвидность – это слабое место банковской системы еще с начала пандемии коронавируса.
И именно из-за нехватки валютной ликвидности банки не первый год скованны в возможности кредитования. Прежде всего кредитования в валюте, выступающего в роли стабилизатора в то время, когда сложно предсказать, что будет с курсом рубля. Отсутствие таких кредитов сковывает перспективы ВВП, – говорит Дмитрий Крук.
По его мнению, можно также говорить и о том, что роль физлиц в качестве вкладчиков в банковской системе кардинально снижается. И банковская система медленно утрачивает свою функцию посредника в перенаправлении средств от физических лиц (которые являются главным донором сбережений) к юридическим лицам. И, по сути, становится все в большей мере посредником между юрлицами.
Что касается возвращения вкладчиков с помощью повышения ставок по депозитам – а с момента начала кризиса многие банки подняли ставки уже даже не один раз – то эксперт считает, что резко отыграть ситуацию точно не получится.
– Но, если посмотреть на рублевую часть депозитов населения (переводные и срочные), то она не сильно изменилась за последние месяцы, уменьшившись с начала года на 450 млн, до 8,06 млрд рублей. В эквиваленте эти депозиты составляют по курсу марта 2,7 млрд долларов. Срочных депозитов на 1 апреля было 5,3 млрд рублей. Да, есть люди, которые открывают вклады в надежде заработать на высоких ставках, но думаю, что предел роста здесь максимум 10% от нынешнего объема срочных вкладов.
Еще одна значимая часть рублевых вкладчиков – это люди преклонного возраста, хранящие небольшие суммы, в эквиваленте несколько тысяч долларов. На них рост процентных ставок вряд ли произведет впечатление, у них другие мотивы сбережений, да и порой большая часть этих денег уже и так размещена во вкладах.
Что касается валютных вкладов, которые до 2020 года рассматривались многими как тихая гавань, то из-за валютных ограничений отношение к ним поменялось.
Считаю, что валютные вклады продолжат сокращаться просто потому, что не все желающие успели или смогли забрать свои деньги из банков. Тех, кто разочаровался в банковской системе, сложно будет вернуть новыми ставками. Терять свои средства ради гипотетических 7% мало кто готов.
Но и резкого падения я не ожидаю. По моему мнению, в ближайшие месяцы сумма валютных депозитов населения будет колебаться в диапазоне 4-5 млрд долларов. В том числе и благодаря категориям людей, которые мало чувствительны к рискам. Во-первых, это те же пенсионеры, которые хранят несколько тысяч, не видя альтернативных источников, и будут хранить эти деньги в банках при любой ситуации. Вторая часть – те самые «игроки в рулетку», которые при поднятии ставок, возможно, вернут деньги на депозиты. Наконец, вряд ли будут выводить свои деньги чиновники и бизнесмены, которые работают в Беларуси.