Что должно произойти, чтобы Беларусь смогла приблизиться по уровню жизни граждан хотя бы к Польше, Чехии, не говоря уже про более высокоразвитые страны? С моей точки зрения, ориентирами должны стать: уровень ВВП на человека – 18 тыс.$, уровень средней зарплаты – 1000$, ставки кредитования – 4-6% в год, уровень инфляции – 2-3% годовых. Я искренне убежден в достижимости этих показателей в 5-летней перспективе.
Беларусь, к глубокому сожалению, не находится на “острие прогресса”, не является мировым экономическим лидером, ни с точки зрения размера собственного рынка, ни с точки зрения удельной эффективности предприятий, ни с точки зрения маркетинговой либо технологической новизны составляющей её продукции. Поэтому самый простой путь к успеху на данном этапе – воспользоваться чужим опытом.
Если взглянуть на рейтинг стран по ВВП на душу населения, то на первых 50-ти строчках мы не увидим стран управляемых “железной рукой”, “сильными лидерами”, ведущими в светлое завтра путем государственных инвестиций в государственные же предприятия. Напротив, в подавляющем большинстве доля госпредприятий в экономике этих стран невелика, зато есть значительный удельный вес малого и среднего частного бизнеса, устойчивое законодательство, независимая состязательная система судов.
Сегодня Беларуси необходимы две вещи – деньги и знания. Деньги – дешевые (желательно бесплатные), длинные и не связывающие нас политическими обязательствами. Знания (что значительно важнее денег) во всех областях, как в управлении, так и в технологиях производства товаров.
Мы конкурируем, конкурируем в глобальном масштабе за внимание стран (а скорее компаний), носителей знаний и капитала. Соответственно для успеха необходимо быть более интересными для финансовых и технологических инвестиций, чем окружающие (в широком смысле слова).
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
В чем мы сильны?
- Рынок. Свободный доступ белорусских товаров на российский рынок – это хорошая основа для развития, для инвестирования “в нас”. Особенно на фоне выбранной российской политической элитой стратегии конфликта со всем развитым миром. Этот конфликт уже на уровне философии и быстро он не завершится. Наша роль вполне может быть ролью “удобного входа” в логово “русского медведя”.
- Рабочая сила. Все негативные тенденции последних двух десятилетий по деградации уровня профессиональных компетенций белорусов не смогли разрушить фундамент базовой советской системы образования. Факт – при открытии нового серьезного предприятия трудно найти компетентных топ-менеджеров, инженеров, но можно рассчитывать на достаточно высокий уровень компетенций рядовых сотрудников. В ближайшие годы дефицита именно рабочих кадров не предвидится.
- Налоговая система. Можно лучше. Можно вообще ликвидировать некоторые виды налогов типа налога на прибыль или налога на доходы физических лиц до определенного уровня. Есть еще поле для упрощения. Но в целом – выстроенная сегодня система налоговых и неналоговых платежей очень конкурентна на фоне окружающих государств и не является преградой для ведения бизнеса. Досадным исключением является лишь платеж в ФСЗН.
- Регистрация компаний. В Беларуси великолепная система регистрации новых предприятий. Это действие действительно уведомительное, занимает один день и в целом, имея пару сотен долларов, можно зарегистрироваться и начать работать в течение недели.
В чем наши “изъяны”:
- Роль государства в экономике. Общий подход – государственные компании – “наши”, им нужно помогать, обеспечивать их ресурсами на “безвозмездной” основе, назначать им менеджеров, предоставлять преференции на тендерах, прощать долги по налогам и т.п. Частные компании – не “наши”, поэтому пусть выживают, как смогут. Такой подход, вкупе с регулярными скандалами (кондитерские фабрики, пивоваренные компании, сейчас – “Мотовело”), формирует крайне непривлекательный для внешнего зрителя общий фон.
- Правоприменительная практика. Отечественное законодательство изобилует нечеткими формулировками, расплывчатыми определениями допустимых действий гражданина или предприятия. Регулярно встречаются противоречия между правовыми документами различных уровней. Всё это ставит в крайне сложное положение судейский корпус, требует в каждом случае принятия “индивидуальных” и значительно увеличивает риски инвестирования в экономику Беларуси. Ущерб, который наноситься такими решениями имиджу страны, стоит сотен миллионов недополученных инвестиций, не созданных рабочих мест, неуплаченных налогов, далее – по списку.
- Отсутствие политической воли к привлечению партнеров. На фоне нерешительности и сконцентрированности экономической власти каждое привлечение серьезных инвесторов в страну превращается в “ручную работу” и в многократное хождение кругами за разрешениями. Можно вспомнить предыдущий приватизационный прорыв, когда несколько крупных и серьезных компаний получили статус “инвестиционных агентов” и были уполномочены на поиск покупателей для государственных предприятий. Однако денег даже на приведение отчетности планируемых к продаже предприятий не нашлось. Процесс был “спущен на тормозах”.
Что необходимо предпринять:
1. Должен произойти стратегический сознательный и массовый отказ государства от роли “участника игры”. В Беларуси есть замечательные примеры успешного “неучастия” государства в различных отраслях экономики:
- Парк высоких технологий. Абсолютно правильное решение – предоставление площадки, налоговых преференций, моральная поддержка на высоком уровне. Всё. Ничего больше не надо. Экспорт услуг ПВТ сегодня недалек от 1 млрд.$ и это без “руководящей и направляющей роли партии и правительства”, без назначенных государством и замотивированных “посадками” топ-менеджеров, без льготных инвестиций в развитие государственных аналогов “танчиков”.
- Агротуризм. Практически с нуля до более чем тысячи усадеб за пару лет. За счет чего? Определение правил, предоставление налоговых льгот, предоставление точечных льготных кредитов частным компаниям (лицам) на конкретные нужды. И дело пошло.
- Белорусско-китайский промышленный парк “Большой камень”. Уверен, что в будущем это будет один из основных базовых элементов роста промышленности Беларуси. Всё сделано по “правильным” лекалам: выделение площадки, развитие инфраструктуры, предоставление налоговых льгот. Далее – дело частных предприятий. Пока отдачи нет и скорость движения небольшая, но надеюсь это потому, что уж слишком масштабная задача. Но дело затеяно, безусловно, стратегически правильное, на здоровых предпосылках. Не испортить бы.
Этот бы опыт перенести на другие отрасли. И здесь мы не обойдемся без следующего пункта.
- Массовая приватизация. Я искренне убежден, что чем раньше государство продаст (раздаст) всю собственность, которой оно обладает, тем лучше будет его гражданам. Никакого другого способа вдохнуть жизнь в загибающиеся белорусские госпредприятия нет. Сегодня этим предприятиям, как воздух, нужны, в первую очередь, грамотные современные топ-менеджеры, во вторую – современные технологии в производстве продукции, в третью – дешевые финансовые ресурсы. Предположить, что государственное управление может привести к появлению всего этого очень трудно. Мы опоздали с приватизацией лет на 20. В 1995 году те же “Витязь” с “Горизонтом” стоили по миллиарду (вероятно) долларов, но что от них осталось сегодня кроме оболочки? Хотя лучше поздно, чем никогда.
На этом пути есть два крайне важных момента:
- У нас перед глазами опыт приватизации множества стран – России, прибалтийских государств, Польши, Чехии. И мы сегодня вполне способны выбрать способ, при котором новыми собственниками предприятий становятся граждане (предприятия) реально заинтересованные в будущем развитии. И не надо гнаться за ценой. Для общества не имеет существенного значения, будет ли продан МАЗ за 1 млрд.$ или за 300 млн.$. Будущее этих предприятий значительно важнее. Опыт “Мотовело” - яркий пример. Предприятие было приватизировано “кулуарно”. Новыми собственниками стали граждане, не имеющие существенных компетенций на данном рынке. Результат налицо. Думаю, возврат предприятия в лоно государства и инвестирование в него 10 млн.$ лишь усугубит положение.
- Приватизировать нужно всё, кроме разве что реально военных заводов. От того что мы, как общество, будем получать доходы, например, в виде налога на добычу калия, а само добывающее предприятие “Белкалий” будет в частных руках – экономическая ситуация в целом лишь улучшится. Я бы приватизировал даже тюрьмы, ведь эффективнее определять нормы содержания заключенных, выделять на это деньги и следить за соблюдением этих норм, нежели контролировать и управлять всей цепочкой. Но это – дело далекого будущего.
- Сбалансированность бюджета и госинвестиции. Во всех развитых странах мира государство выступает в роли инвестора инфраструктурных проектов. Но вначале нам предстоит привести в норму госбюджет, сократить в несколько раз штат чиновников, перенести принятие решений как можно ближе к местному уровню управления, и только после этого определиться, на что именно у нас хватает денег. Проживем мы какое-то время без новых дорог и тому подобных объектов. В том же жилищном строительстве нет никакой нужды поддерживать столь массовое участие государственных средств, государственных УКСов, государственных стройтрестов. Значительно важнее развитие и поддержка ипотечных программ. При выходе на “нормальные” сроки и стоимости ипотечных кредитов, необходимость в финансировании за государственный счет строительства жилья уменьшится раз в 10.
- Устойчивость законодательства. Здесь у нас, конечно, “конь не валялся”. Регулярные попытки решения сложных задач одномоментными простыми методами (налог на валютные операции, попытка запрета импорта через посредников, монополизация и национализация отдельных сегментов рынка) приводят лишь к нервированию существующих и потенциальных предпринимателей, к их нежеланию совершать долгосрочные вложения. Необходимо зафиксировать и соблюдать мораторий на внесение изменений, ухудшающих условия деятельности предприятий, хотя бы на 5 лет.
- Правоприменительная практика. Самый сложный пункт повестки дня. Как изменить обвинительный и экспроприирующий уклон в прокурорской и судебной работе? Это длинный и тернистый путь, если конечно не использовать такие экзотические меры, как Саакашвили в Грузии при реформе МВД: уволить всех старых сотрудников и нанять новых, ранее не участвовавших в подобной деятельности. Я бы поступил именно так, но не думаю, что наше общество готово к этому. На первом этапе запрет на “посадки” за экономические преступления был бы вполне достаточной мерой.
- Развитие финансового рынка. До сих пор слова “акция” и “облигация” являются чем-то экзотическим для рядовых белорусов. Из огромного числа предприятий процедуру реального IPO провели считанные единицы. Биржа у нас есть, но в зачаточном состоянии. А между тем, именно здесь существует огромный потенциал по неинфляционному использованию сбережений граждан в развитии экономики. Прямой же доступ на белорусский финансовый рынок для любых иностранных финансовых учреждений, в перспективе, мог бы значительно увеличить объем денег на этом рынке и понизить ставки по привлечению ресурсов.
- Точечная поддержка предпринимателей. Как упоминалось выше, в стране имеется замечательный опыт господдержки предпринимательских усилий в область агротуризма. Ничего не мешает распространить этот опыт и на другие сферы. Из мирового опыта можно почерпнуть многое: в Сирии правительство компенсирует промышленным предприятиям транспортные расходы на доставку продукции иностранным покупателям; в Саудовской Аравии специальный фонд возвращает предпринимателям 50% от средств вложенных в уставной фонд производственной компании в течение определенного срока; в Польше компания имеет право претендовать на покрытие части расходов, связанных с сертификацией, научными разработками, направленными на увеличение экспорта. Форм такой поддержки может быть много.
- Пропаганда. Долгосрочные усилия по навязыванию прямого государственного управления экономической жизнью не прошли даром. Интерес молодых людей к занятию собственным бизнесом крайне низок. В обществе сформирована патерналистская философия, при которой государство всем должно дать работу, зарплату и т.п. На этом фоне предпринимательство всё еще выглядит крайне рискованным и неблагодарным делом. Думаю, необходимы направленные усилия по формированию, в первую очередь у молодежной аудитории, другого взгляда. Слово бизнесмен должно перестать быть ругательным. Портреты и истории успеха ведущих предпринимателей страны некоторое время должны занимать первые места на страницах газеты “Беларусь Сегодня”, в передачах белорусских телеканалов. Такая же массированная пропаганда Беларуси, как места для успешного бизнеса, необходима и вовне. Проведение инвестиционных форумов за рубежом было правильным решением. К сожалению, эта волна задохнулась, не поддержанная стратегическим выбором руководства.
Можно ли этого всего не делать? Есть ли другой путь? Можно. Есть.
Можно продолжать сегодняшнюю политику отдельных позитивных шагов, можно долго ждать подъема российского рынка, каких-либо еще удачных обстоятельств типа калия по 1000$ за тонну. Небо не рухнет на землю, и уровень жизни белорусов не упадет ниже сегодняшнего, вопреки пророчествам критически настроенных оппозиционных экономистов. Скорее всего, нас просто ждут годы стагнации и бега на одном месте.
Александр Кнырович специально для Myfin.by
Предыдущие статьи рубрики «Экономика наизнанку»:
- $400 пишем, $1000 в уме: во что превратились средние зарплаты белорусов
- Девальвационные рекорды и ошибки 10-летней давности вместо точек роста
- Мы по-прежнему не умеем делать для людей и пытаемся построить экономическую утопию