Тот, кто в конце 2015-го выбрал на весь 2016-й инструментом приумножения сбережений срочные вклады в белорусских рублях, не прогадал. Они принесли за год 18,8% долларовой прибыли, несмотря на девальвацию в начале года, а доходность приращения опередила потребительскую инфляцию. Тот же, кто переждал январь-февраль в валюте, а затем «перелился» в Br-рубли и разместил их на срочный Br-депозит, заработал еще больше.
По данным Нацбанка Беларуси, средняя за год доходность всех срочных Br-рублевых вкладов для физлиц составила в 2016-м 22,6% годовых, а валютных, главным образом, долларовых – 3,7% годовых. Сам доллар за год вырос в Беларуси на 5,47%, таким образом, Br-эквивалент долларового вклада прирос на 9,3%. При этом потребительская инфляция в 2016-м году составила, по расчетам Белстата, 10,6%.
Из имеющихся в нашей стране для «простого человека» легальных финансовых инструментов сбережений в 2016-м был еще более выгоден срочный вклад в российский рублях: Rr-рубль за год вырос в цене к Br-рублю на 27%, а с добавлением процентного приращения вклада доходность Rr-депозита в Br-рублевом эквиваленте превысила 30% годовых.
Но объем вкладов в Rr-рублях незначителен: после обвала российской валюты в начале года до более чем 80 Rr/$, дальнейшее использование его в качестве валюты сбережения посчитали правильным единицы. Абсолютное же большинство населения традиционно использовало или долларовые срочные вклады, или Br-рублевые
И в основном – краткосрочные: в общем объеме новых срочных Br-рублевых депозитов более 3/4 составили в 2016-м вклады на срок до 1 года, а по вкладам в иностранной валюте – почти 2/3. На процентный доход по таким депозитам в Беларуси начисляется 13%-й налог.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Как менялась доходность срочных депозитов в течение года
2016-й отметился сильнейшим падением доходности срочных вкладов как в национальной, так и в иностранной валюте. По первым ставки упали до уровня 5,5-летней давности, времен, предшествующих валютно-финансовому кризису 2011-го, после которого их резко подняли, вторые же – до исторически минимального уровня.
Средняя ставка по всем текущим действующим депозитам физлиц в национальной валюте за год снизилась с 26% до 19% годовых. При этом в последние 5 лет она была, в основном, выше 30%, а нередко – и выше 40%.
Самый низкий уровень был в 2005-09 годах – 12-15% годовых. И сейчас все снова к этому и идет: по открытым в декабре новым срочным вкладам средняя по стране ставка уже составила 14,3%, а из них по отзывным – вообще 9,9%.
По срочным вкладам в иностранной валюте в последний месяц 2016-го средняя по стране процентная ставка по действующим депозитам обновила исторический минимум, опустившись до 3,1% годовых, хотя год начинался с 4,2%.
А поскольку по новым декабрьским отзывным депозитам, которых открывается 60% от общего числа (остальные 40% – безотзывные), средняя ставка опустилась до 1,6% годовых, процент по всем действующим срочным инвалютным вкладам будет и дальше снижаться.
В Беларуси «бухгалтерия» личных финансов традиционно ведется в долларовом эквиваленте, поэтому доходность Br-рублевых вкладов учитывается в долларах. И здесь главный влияющий фактор – курс Br-рубля к доллару: при удорожании американской валюты $-доходность Br-вкладов падает, вплоть до $-убытка, при удешевлении – растет.
В 2016-м было 8 месяцев с долларовой прибылью, из них 7 – с очень хорошей, когда доллар за календарный месяц дешевел, и только 4 месяца $-убыточных. При этом значительные долларовые потери в девальвационном январе оказались такими же по размеру, как долларовые сверхприбыли в ревальвационном марте.
Соответственно, Br-рублевая прибыльность/убыточность долларовых срочных депозитов – диаметральная: ослабление Br-рубля дает дополнительное курсовое приращение Br-эквивалента вклада, укрепление же Br-рубля, как правило, делает валютные вклады невыгодными, снижая их стоимость в Br-рублях, при том, что инфляция еще больше обесценивает эту сумму.
В 2016-м было лишь 5 «плюсовых» месяцев для долларовых депозитчиков, из них 4 – с Br-доходностью выше, чем непосредственно Br-рублевых срочных вкладов, в том числе лишь 1 – девальвационный январь – со сверхдоходностью, когда валютные вкладчики действительно сильно заработали. А в 7-и месяцах Br-эквивалент долларового вклада уменьшался.
Br-вклад vs $-вклад: сравнение накопленной доходности за год
В 2016-м Br-рублевые срочные вклады были намного выгоднее валютных. Даже несмотря на то, что в начале года Br-эквивалент долларового депозита сильно вырос благодаря девальвации Br-рубля.
Использование срочных депозитов в национальной валюте для физлиц с самого начала года принесли, с учетом ежемесячной капитализации начисленных процентов, 25,3% дохода к сумме первоначального взноса – исходя из помесячных средних по стране ставок по всем действующим срочным вкладам физлиц.
А на долларовых срочных депозитах Br-эквивалент изначальной суммы вырос за год с помощью процентной ставки и курсового приращения лишь на 9,5%. Хотя в начале года был более выгоден именно этот вид вклада. Но с падением стоимости доллара в стране уже в апреле накопленный доход на срочных Br-вкладах превысил накопленный Br-доход долларового.
В долларовом эквиваленте годовая доходность Br-рублевого срочного депозита, по вышеуказанной схеме расчета, составила за год 18,8%. При этом в первые 3 месяца оставался долларовый убыток, но курсовая стабильность, а тем более ревальвация Br-рубля, с помощью двузначной процентной ставки вывели этот вид вклада в высокодоходный инструмент для тех, кто привык вести учет личных финансов в долларовом эквиваленте.
Валютные вкладчики, конечно, тоже прирастили, в долларах, свои сбережения, но лишь на 3,8%: ставка по таким депозитам в 2016-м опустилась до рекордно низких значений.
Но наибольший доход получили те, кто вовремя «перелился» из доллара в Br-рубль: использование краткосрочного валютного депозита в январе-феврале, а затем в марте-декабре Br-рублевого принесло к концу года 40% дохода к первоначальной сумме в Br-рублях и 32,7% в долларах.
Это, конечно, идеальная схема, и предугадать поведение курса удается далеко не всем, но и таких немало: весь год остатки на валютных вкладах сокращались, а на Br-рублевых росли. То есть «перелив», хоть и не масштабный, но имел место.
Что имеем с доходностью на сегодня и чего ожидать в 2017-м?
В январе 2017-го продолжилась финансово-курсовая стабильность на валютном рынке страны. Доллар на 18-е число подешевел с начала года на 0,73%, что соответствует 8,8% годовых.
Это втрое, а то и вчетверо выше ставок по срочным валютным депозитам. Следовательно, долларовые вкладчики несут потери – Br-эквивалент их валютных сбережений снизился, при том, что цены растут. А Br-рублевые уже получили на этот момент доход, вдвое превышающий текущую потребительскую инфляцию, а в долларовом эквиваленте доходность составила более 25% годовых (ставка + ревальвационное приращение $-эквивалента).
При всем при этом имеется неопределенность в дальнейшем развитии ситуации, связанная с внешними факторами. Это касается белорусско-российских отношений – в частности, в нефтяной сфере, а также поведения глобальных нефтяных котировок, от которых зависит динамика российского Rr-рубля, а от него – и белорусского.
Но в ближайшие месяцы кардинальных изменений не предвидится. И несмотря на то, что доходность срочных Br-вкладов будет снижаться, они пока останутся более выгодным финансовым инструментом приумножения сбережений.
Тем более что в 2017-м, вероятно, будет так или иначе выполняться президентское поручение о доведении зарплаты до $500 «чего бы это ни стоило», а без курсовой стабильности Br-рубля поставленной цели не достичь.