Рынок подержанных авто в Беларуси, как, впрочем, и в любом другом государстве, – весьма интересная система, которая наглядно отражает то, чем живет местная торговля автомобилями с пробегом, какие марки пользуются популярностью у покупателей и что является своего рода эксклюзивом. Разобрались в нем и вот что выяснили.
Быть обладателем последнего – сомнительное удовольствие. Запасные части к нему не сыскать, за ремонт берутся далеко не все автомеханики, да и следующего покупателя на редкие модели авто найти порой очень непросто.
В плане географии белорусам после распада СССР по душе сразу же пришлись подержанные «немцы», лавину которых из Западной Европы в тот момент лишь изредка разбавляли «французы», «итальянцы», «шведы» и «японцы». Примитивные «Жигули», «Москвичи» и «Волги» родом из 70-х и 80-х подобному напору долго сопротивляться не смогли и почти вымерли как вид.
Попробуем разобраться, насколько изменились приоритеты на рынке подержанных авто после того, как на нем появились новые игроки, произведенные компаниями из Южной Кореи, Ирана, Китая. О бито-восстановленных автомобилях с пробегом из США тоже забывать не будем.
За 30 лет предпочтения белорусов не изменились
Если на секунду забыть, что любой современный автомобиль, по сути, это продукт международной кооперации, то структура рынка подержанных авто по географической принадлежности производителей выглядит следующим образом.
На местном рынке подержанных авто даже спустя 30 лет, как и прежде, господствуют «немцы». В первой тройке продаваемых марок также присутствуют японские авто и машины французских автопроизводителей. 5%-й барьер на белорусском рынке автомобилей с пробегом также удалось преодолеть брендам из США и Южной Кореи.
К чему все это? Ответ прост: к тому, за какими автомобилями в Беларусь едут столь желанные в качестве покупателей россияне. Они, к слову, тоже все еще предпочитают пусть подержанных, но «немцев» или «японцев», продать которых в РФ гораздо проще, чем машины от автопроизводителей из других стран. Исключением из этого правила являются лишь маслкары и Tesla из США.
Удивительно, но доля российских брендов, бесспорным лидером среди которых является LADA, на белорусском рынке авто с пробегом – всего 2,8 %. Аналогичный показатель у когда-то шведских Volvo и SAAB. Еще интереснее ситуация с предложениями по продаже подержанных китайских авто. Их всего 1,6 % рынка (~770 шт.), из которых 65 % – это белорусско-китайские Geely. Остальные 260 машин представлены ни много ни мало 18 китайскими брендами, из которых на слуху лишь Great Wall, Chery, Haval, Lifan, JAC и Dongfeng.
Таким образом, де-факто на вторичном рынке продукция китайских автопроизводителей, за исключением Geely, по сути, штучный товар. И тут возникает логичный вопрос: а где на эти авто потом искать запасные части и расходники, без которых после покупки не обходится ни один подержанный автомобиль?
Если нет дилерской поддержки, ответ на него можно искать очень долго. Рискну предположить, не менее долго продавцам не представленных в официальных дилерских сетях китайских машин с пробегом придется ожидать и реальных покупателей на свой специфический товар.
Возвращаясь же к теме куда более массовых предложений, не менее интересно взглянуть на то, какие конкретно бренды представлены на белорусском рынке авто с пробегом в куда более солидном количестве.
Предложенная выше диаграмма наглядно демонстрирует, как всего 20 марок из 101, представленной на местном рынке подержанных авто, создают более 80 % (~40 тысяч) предложений для потенциальных покупателей.
У Volkswagen лидеры по количеству выставленных на продажу моделей – Passat, Golf, Polo/Polo Sedan, Tiguan и Jetta. У BMW – автомобили 5-й и 3-й серий, а также кроссоверы X5 и лимузины 7-й серии.
Среди подержанных Audi в Беларуси чаще других предлагаются A6, A4, древние Audi 100 и кроссоверы Q7. У Mercedes-Benz схожая картина: E-класс, С-класс и кроссоверы M-класса.
В предложениях же замыкающей первую пятерку Renault первые места у минивэнов Scenic/Grand Scenic, а также Megan и Laguna. Renault Logan, совсем недавно продававшийся у официальных дилеров тысячами штук, лишь четвертый. Это вполне логично, т.к. значительная часть новых авто продавалась в кредит и лизинг, сроки которого были до 5, 7 и даже 10 лет. И это касалось не только новых Renault, а и Geely, LADA, Volkswagen и т.д., кредиты на которые многие владельцы не закрыли по сей день.
Электрокары и гибриды на белорусском рынке
Они все еще в меньшинстве, но их общее число почти достигло отметки в 1200 машин, из которых более 600 – чистые «электрички». Гибриды же теперь предлагаются на вторичном рынке не только с бензиновыми, а и с дизельными ДВС.
В этом сегменте структура предложений тоже очень неоднородная. Более половины подержанных электрокаров на белорусском рынке – это Tesla: 130 машин Model 3, 107 – Model S, 37 – Model X и 36 – Model Y.
Далее следуют «электрички» от BMW, Nissan, VW и Chevrolet. Все остальное, по сути, штучный товар, покупка которого – весьма рискованный шаг с учетом последующих перспектив с обслуживанием и ремонтами, в которых, вопреки разного рода мифам, электрокары нуждаются не намного реже, чем обычные авто с ДВС.
Белорусский рынок подержанных авто станет «китайским»?
В ближайшие 3-5 лет с высокой долей вероятности – нет. Как уже упоминалось выше, значительная доля из проданных за последние 5 лет 30 тысяч новых Geely все еще под кредитами. К тому же лидером по продажам среди новых авто китайский бренд, собираемый в Беларуси, стал только в октябре 2022 года, когда фактически истощились запасы машин других марок. Прочие же бренды из Поднебесной на белорусском рынке пока в самом начале пути, и их продажи массовыми никак не назовешь.
Не добавляет оптимизма и стоимость китайских машин, когда цена все еще превышает ценность. Подержанные авто из Европы для белорусских автомобилистов куда привычнее и доступнее. Также не стоит забывать, что одновременно с китайскими марками на вторичный рынок наверняка выйдут и проданные в Беларуси новыми Volkswаgen, Renault и LADA. А это около 115 000 когда-то новых авто, реализованных официальными дилерами за минувшие 5 лет, если, конечно, их владельцы решатся с ними расстаться в нынешней ситуации.
Если же говорить об электрокарах, то они все еще больше «игрушки», чем средства передвижения. Тем не менее доминирование в данном сегменте Tesla над «электричками» от китайских брендов тоже о многом говорит.