За комфорт надо платить
Каждым повышением стоимости автомобильного топлива белорусские власти подпитывают дилемму водителей: ездить на своем автомобиле или же искать другие варианты передвижения по городу.
Пока даже в те дни, когда проезд в общественном транспорте столицы становился бесплатным (к примеру, во время Европейской недели мобильности), жители белорусской столицы не торопились менять свои авто на автобус или метро.
Сколько же стоит комфорт, если передвигаться по мегаполису исключительно на машине?
Хоть Минск, по сравнению с другими соизмеримыми мегаполисами, компактный город, за неделю те минчане, что используют авто не только для того, чтобы добраться из дому до точки «Б» и обратно, наматывают не одну сотню километров.
«Доехать из центра города в Новую Боровую, где я сейчас работаю, побывать еще на двух объектах, несколько раз в день съездить в строймагазины – это все обязательная программа. В нее же входит ежедневный подвоз жены на работу, а ребенка в садик, и вечернее возвращение их домой. Плюс три тренировки в неделю моих, и пара – жены, несколько визитов в гипермаркеты – за 7 дней выходит километров 700 минимум», – рассказывает индивидуальный предприниматель Сергей Чанов.
При среднем расходе
А что если пользоваться авто не так активно?
«Мой Renault Sandero бегает мало – я езжу лишь на работу и обратно, на выходных – на дачу. Иногда в магазины. От заправки до заправки, а беру стандартные
У Оксаны на бензин тратится 65-70 рублей в месяц, или около 16 рублей в неделю.
Такси обойдется в разы дороже
Что случится, если Сергей и Оксана пересядут на такси?
Теперь об экономических преимуществах: скажем сразу, найти их сложно. Тарифы столичных такси могут вас разорить: от 2,5 до 6 рублей за посадку и от 0,35 до 0,95 рублей за километр поездки с «шашечками» на борту. Если Сергей пересядет на такси и будет ездить по своим делам в режиме «100 км в день», то его расходы увеличатся в 7-10 раз.
Можно сделать ход конем и пересесть на Uber/Яндекс.Такси – минимальная стоимость поездки (включено 5 мин и
Оксана в данном случае может потратить около 50 рублей. Это больше ее обычных трат на авто в неделю. Опять же, Uber/Яндекс.Такси не довезут до дачи.
Каршеринг тоже дороже
Каршеринг (сервис краткосрочной аренды автомобиля) – то же такси, только за рулем вместо таксиста вы сами. Дело для Беларуси новое, но перспективное.
Есть два варианта тарифов: поминутный – от 0,29 рубля за минуту поездки и 0,07 – простоя, лимит –
Отказавшийся от машины предприниматель-строитель за свои «100 км в день» платил бы в неделю не 90-95, а 300-350 рублей.
Учитель математики обошлась бы «бюджетными» 45 рублями в неделю, но не факт, что машина по утрам ждала бы ее недалеко от дома, а вечером – вблизи от работы.
Сотня видов проездных
Теперь к самому бюджетному варианту – общественному транспорту. Он в Минске развит хорошо, и работает на крепкую «четверку». Сегодня талончик на проезд наземным транспортом стоит 60 копеек, в жетон на метро – 65 копеек. Дешевле купить проездной, которых в киосках ГП «Минсктранс» – более сотни видов.
Для Сергея подойдет проездной на все виды транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро), по которому можно бесплатно ездить еще и в экспрессных маршрутах. Стоимость – 49,61 рублей в месяц и залоговая карточка – от 2,64 рублей.
Для Оксаны, которой дача очень важна, очень подойдет месячный проездной на два вида (автобус-троллейбус), совмещенный с третьим – поездами городских линий. Он обойдется в 51 рубль. Еще один вариант – лимитные проездные (на количество поездок).
Таким образом, Сергей может здорово сэкономить: в месяц на проезд на общественном транспорте у него будет уходить меньше, чем в неделю на личном авто: 52,25 рублей (проездной + залоговая карточка) против 90,28 рублей. Другое дело, что во времени он может здорово потерять и от многих поездок придется отказаться.
Для Оксаны выгода не так очевидна: 51 рубль против 65-70. И это при том, что в машине можно привезти гораздо больше на ту же дачу.
Велосипед
Есть еще одна альтернатива собственному авто, набирающая популярность – велосипед. Его можно купить – по цене от 350 до 1518 рублей, или арендовать, как на час – от 4 рублей, так и на срок больше месяца – от 100 рублей. Лучше брать на длительный срок, так как почасовая аренда «привязана» к месту возврата двухколесного транспорта, и ограничивает вас в передвижении.
Минусы – переменчивая погода и сложности при поломке. Но последнюю вы тут же можете решить, пересев на общественный транспорт или заказав такси. С погодой сложнее.
Выводы
Для горожанина, которому автомобиль нужен только для поездок на работу/дачу (при условии, что та располагается не очень далеко от города), полноценной альтернативой личному авто может стать разве что проездной, да и то не всегда.
Что касается такси, сервисов Uber/Яндекс.Такси, каршеринга, то они могут служить альтернативой личному авто разве что иногда (расходы на проезд вырастут в некоторых случаях в разы) и сэкономить вряд ли помогут.
- За и Против: ехать в отпуск за границу или отдыхать в Беларуси?
- За и Против: хранить ли деньги в долларах
- За и Против: брать ли кредит
- За и Против: выгодна ли рассрочка
- За и Против: оформлять ли пенсионное страхование
- За и Против: ездить на закупку за границу или покупать в Беларуси?
- За и Против: стоит ли покупать новый автомобиль
- За и против: стоит ли покупать квартиру