Уверен, мы можем строить что-то совместное: если финтехи придут в банк и предложат свои продукты, то получат шанс быстро проложить путь к пользователю.
Естественно, что те банки, которые это быстро поймут, добьются успеха. Ведь у каждой стороны есть преимущества – у финтехов это отсутствие бюрократии, быстрые технологии и другие процессы, невысокие издержки выпуска нового продукта, способность привлечь и удержать новых клиентов моложе 30 лет.
У банков свои – тоже весомые – плюсы: большая клиентская база, огромный накопленный опыт, огромные базы данных, возможности масштабных инвестиций в инновации.
В итоге те проекты, которые могут взлететь, в которые банк поверит и будет готов инвестировать, наверняка принесут прибыль обоим сторонам.
Думаю, что в ближайшем будущем социальные сети и мессенджеры будут составлять большую конкуренцию банкам. Люди, не выходя из facebook, будут совершать необходимые банковские операции: средний пользователь заходит на свою страницу 200 раз в месяц, а пользователи мобильного банкинга (это глобальные исследования) – 10. В приложение «Приорбанка» – 220 тысяч клиентов, и они заходят в него в среднем 24 раза в месяц.
Так как проникновение интернета в Беларуси велико (74%), мобильных телефонов больше, чем жителей (11,87 млн.), активность в социальных медиа также на высоком уровне (ими пользуется 40% населения), это неизбежно.
Сегодня технологические компании уже активно приходят в платежный бизнес – Google Pay, Apple Pay, Android Pay, Garmin Pay, Samsung Pay уже запустились, новые мобильные операторы – Xiaomi, Huawei – тоже на пороге со своими Pay, – все хотят откусить кусок банковского пирога. Наверно у Apple это сейчас получается хорошо, немного хуже у Samsung, но в целом тренд для банков невеселый.
При этом сегодня в Беларуси, к сожалению, существует масса юридических и законодательных барьеров, мешающих инновационным продуктам выйти на рынок. Свежий пример с последнего хакатона – корпоративная карта. У нас в стране корпоративная карта живет у предприятий своей жизнью – не такой, как за рубежом – есть куча ограничений, не позволяющих ей работать в режиме прямого счета.
Еще один современный тренд – открытые API, аналог PSD2. К сожалению, надо это признать, продуктовых проектов, открытых API сегодня на рынке (переводы с карты на карту), нет. Сейчас формируется законодательство, чтобы компании могли сотрудничать, пользоваться сервисами друг друга и делать совместный бизнес. Когда это случится, уверен, эта тема «взлетит».
Наверняка банки, которые первыми API откроют и предложат всем – финтехам, стартапам – банковские продукты, которые можно использовать на платформах, отличных от банковской, выиграют.