В последнее время все чаще в бизнес-среде звучит аббревиатура ESG. Появились первые получатели ESG-рейтингов. Myfin.by поинтересовался у непосредственных участников этих процессов, что такое ESG, зачем это бизнесу, что представляет из себя ESG-рейтинг и какие были мотиваторы у первых белорусских получателей ESG-рейтинга. Задали эти вопросы исполнительному директору первого белорусского рейтингового агентства «БИК Рейтингс» Андрею Усачеву, а также представителям банков, которые уже получили ESG-рейтинг.
Концепция ESG и как она появилась
– Андрей, скажите, что такое концепция ESG? Как она появилась?
– В настоящее время концепция ESG, пройдя различные этапы развития и трансформации, получила широкое распространение и стала одним из основных подходов к управлению активами.
Интеграция ESG-факторов способствует большей устойчивости бизнес-модели компании, помогая оценить риски и возможности в контексте усиления регулирования со стороны государства, регуляторов, международных организаций и бирж, учета интересов заинтересованных сторон (сотрудников, клиентов, инвесторов, партнеров), усугубления экологических вызовов, в том числе изменения климата, стремительного появления новых технологий. Все эти аспекты нашли отклик в рамках концепции ESG-инвестирования и сейчас рассматриваются в процессе принятия инвестиционных решений.
Если говорить об истории концепции ESG, то на протяжении ХХ века многие компании следовали принципам социальной ответственности преимущественно в формате благотворительности.
Несмотря на то что благотворительные инициативы способны оказать позитивное социальное воздействие, за последние три десятилетия понимание значимости корпоративной ответственности заметно расширилось.
Изначально возникла концепция инвестирования с оценкой социального и экологического воздействия. Эти процессы относятся к началу 1970-х годов, когда укрепилась поддержка финансовых институтов общественного развития (Community development financial institution, CDFI) как способ решения проблемы расового и гендерного неравенства. Последствия чернобыльской аварии, наряду с другими крупнейшими экологическими катастрофами 1980-х годов, усилили беспокойство по поводу защиты окружающей среды и изменения климата, что привело к развитию фондов взаимных инвестиций, направленных в том числе на решение этих проблем. Одним из инструментов поддержки развития этих инициатив стал запуск Форума устойчивых и ответственных инвестиций США (US SIF).
В середине 1990-х годов экономист и предприниматель Джон Элкингтон представил концепцию тройного критерия (Triple Bottom Line, TBL) – теорию измерения экономического, экологического и социального воздействия компании, которая впоследствии легла в основу концепции устойчивого развития (sustainability, или sustainable development).
TBL строится на трех ключевых элементах (3P):
- люди (people);
- планета (planet);
- прибыль (profit).
Дальнейшему развитию концепции ESG способствовали разработка Принципов ответственного инвестирования ООН (UN PRI) в 2006 году и утверждение 17 целей устойчивого развития ООН в 2015 году.
Принято считать, что одно из наиболее ранних упоминаний аббревиатуры ESG прозвучало в докладе Investing for Long-Term Value на конференции Who Cares Wins, которая была инициирована Глобальным договором ООН в сотрудничестве с правительством Швейцарии в 2005 году.
Инициативу принятия концепции ESG поддержали 20 финансовых учреждений из девяти стран, совокупные активы которых превышают 6 трлн долларов США.
Согласно определению, приведенному в рамках этого доклада и получившему впоследствии широкое распространение, понятие ESG (от англ. Environmental, Social, Governance) объединяет три компонента:
- environmental, или экологические аспекты, определяющие воздействие компании на окружающую среду;
- social, или социальные аспекты, определяющие социальное воздействие компании и ее взаимодействие с заинтересованными сторонами;
- governance, или аспекты управления, включающие в себя практики корпоративного управления и вопросы бизнес-этики.
В настоящее время единой классификации тем в рамках ESG-компонентов не существует, поэтому каждая компания и инвесторы могут самостоятельно определить структуру ключевых ESG-вопросов, опираясь на классификации ESG-рейтинговых агентств, международных стандартов нефинансовой отчетности и отраслевых рекомендаций.
– У нас в стране хорошо известно понятие «корпоративная социальная ответственность (КСО)». А в чем его сходство и различие с понятиями «устойчивое развитие» и «ESG»?
– Здесь нужно опираться на понятие концепции ESG-инвестирования, которая тесно взаимосвязана с идеей устойчивой бизнес-модели объекта инвестирования. В этой связи как в литературе, так и на практике понятия «ESG», «устойчивое развитие» и «корпоративная социальная ответственность» используются в качестве синонимов, подразумевая подходы компаний к учету экологических, социальных и управленческих факторов в своей деятельности. Несмотря на объединяющую эти концепции идею положительного влияния бизнеса на общество и окружающую среду, существуют некоторые различия в трактовке концепций.
В основе концепции устойчивого развития лежит такой подход к использованию ресурсов и экономическому развитию, который обеспечивает удовлетворение потребностей нынешнего поколения, не подрывая возможность будущих поколений реализовывать свои потребности.
Концепция устойчивого развития строится на трех ключевых компонентах:
- экономическом,
- экологическом,
- социальном.
На практике концепция УР позволяет компаниям определять области воздействия на окружающую среду, общество и экономику и выбирать приоритетные направления для осуществления вклада в благополучие нынешних и будущих поколений. Эти направления включают различные аспекты охраны окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, защиту прав человека, искоренение любых форм дискриминации и неравенства, создание стоимости и др.
Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) позволяет взглянуть на бизнес не только с точки зрения получения прибыли, но с позиции добровольного соблюдения компанией этических принципов в процессе своей деятельности. Приверженность КСО отражает готовность компании нести обязательства сверх того, что предписывают нормы законодательства, и реализовывать их посредством социальных инвестиций и благотворительности.
Концепция ESG предполагает использование экологических, социальных и управленческих показателей для оценки компаний и стран с точки зрения нефинансовых рисков и выработки механизмов их минимизации и компенсации в случае, если эти риски по какой-то причине реализуются.
Ключевой идеей, объединяющей все три концепции, является признание того факта, что, действуя не только в собственных интересах, но и в интересах общества, планеты и прислушиваясь к мнению заинтересованных сторон, компания способна достичь долгосрочных преимуществ, как финансовых, так и репутационных.
Что такое ESG-рейтинг и что он дает компании
– Какие выводы можно сделать по результатам рейтингования тех белорусских компаний, которые уже получили ESG-рейтинг?
– ESG-рейтинг отражает оценочное мнение агентства о том, в какой степени процесс принятия ключевых решений в компании, городе или регионе соответствует принципам устойчивого развития в экологической, социальной и корпоративной сферах.
Компания, получившая ESG-рейтинг (здесь мы говорим не только о рейтинге, присваиваемом «БИК Рейтингс»), повышает свою инвестиционную привлекательность, что дает возможность привлекать внешние ресурсы по более низким ставкам, открывает возможность размещения долговых и долевых заимствований на зарубежных площадках. Кроме того, это позитивно влияет на имидж, усиливает бренд, повышает доверие со стороны клиентов, что приводит к увеличению клиентской базы и росту бизнеса. Компании, развивающие свой бизнес с учетом ESG-факторов, более надежны, лучше просчитывают будущие риски и возможности, более склонны к стратегическому мышлению, идущему далеко вперед, и сосредоточены на создании долгосрочной ценности.
Использование ESG-принципов в своем стратегическом планировании и текущей деятельности дает возможность успешного выхода на рынки долевых и долговых заимствований не только в нашем регионе, но и на другие площадки, в том числе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на который в последнее время смещается наш вектор международного сотрудничества.
Если говорить о белорусских компаниях, уже получивших ESG-рейтинг, а это четыре банка: ЗАО «БСБ Банк» (рейтинг A.esg, прогноз стабильный), ОАО «Сбер Банк» (рейтинг AA.esg, прогноз стабильный), ОАО «БНБ-Банк» (рейтинг A.esg, прогноз неопределенный) и ОАО «Белинвестбанк» (рейтинг A.esg, прогноз позитивный) – то все они характеризуются высоким или очень высоким уровнем соблюдения принципов устойчивого развития при принятии ключевых управленческих решений. Для банков традиционно характерно качественное корпоративное управление, риск-менеджмент, хорошее социальное обеспечение работников, но при этом у всех оцененных банков отмечен недостаточный уровень стимулирования использования зеленых технологий, и в этой сфере им нужно становиться лучше. Например, приобретать в свои автопарки электромобили, рассмотреть возможность использования или хотя бы частичного использования возобновляемых источников энергии.
Что говорят банки о ESG-рейтинге: опрос
К представителям банков мы обратились с вопросом: «Для чего банк получал ESG-рейтинг? Какая была мотивация и как этот рейтинг используется в деятельности банка?» И вот какие ответы получили.
– Основной мотивацией получения ESG-рейтинга для Сбер Банка было проведение внешней объективной оценки уже реализованных нами шагов в рамках направления устойчивого развития, а также их валидация с текущим этапом развития рынка и международными практиками.
Для нас было ценно получить рекомендации рейтингового агентства касательно потенциальных зон развития и тех улучшений, которые в краткосрочной перспективе могут дополнительно усилить позиции банка в рамках повестки устойчивого развития.
По нашему мнению, увеличение количества компаний, получивших ESG-рейтинг, безусловно, один из драйверов рынка и отличная возможность для игроков наметить для себя потенциальные векторы развития в рамках внедрения в деятельность экологических, социальных и управленческих факторов.
– Экологическое, социальное и корпоративное управление сегодня становится своеобразным маркером осознанных действий, в первую очередь для крупных компаний. Кто-то приходит к этому спонтанно, а кто-то, следуя стратегии развития, поэтапно внедряет принципы устойчивости в бизнес-процессы организации. Белинвестбанк двигается в этом направлении давно и достаточно успешно. Наша деятельность как «ЭкоЛогичного» банка всегда была направлена на выстраивание долгосрочных клиентско-партнерских отношений. Это та основа, на которую мы опирались и которую развивали с 2019 года. Таким образом, получение высокого ESG-рейтинга – не просто закономерный результат определенного отрезка пути. С одной стороны, это независимая оценка всех наших действий, направленных на устойчивое развитие, с другой – своеобразная точка роста. Несмотря на отличный результат, мы теперь точно знаем, в каких направлениях можем стать лучше. Ведь ESG – не только про минимизацию собственного воздействия на окружающую среду. Это участие в развитии общества и государства, осуществление программ поддержки для различных категорий граждан и бизнеса, забота о собственном персонале. А еще ESG – это про риски и экономию средств организации, прозрачность ее бизнес-процессов, а значит, и про эффективность самой компании. Так что мы на правильном пути.
– В настоящее время у нас в стране отсутствует долгосрочная стратегия развития финансового рынка, а поскольку банк является неотъемлемой частью финансовой системы, нам нужно было найти точку опоры при разработке собственной стратегии, чтобы она была синхронна с общереспубликанскими целями и задачами развития.
Поэтому было принято решение, в отсутствие стратегических документов в финансовой сфере, при написании стратегии банка базироваться на общемировых трендах в области ESG и устойчивого развития. Исходя из этих соображений мы запросили ESG-рейтинг для выявления слабых и сильных сторон в рамках работы над стратегией, а также точек дальнейшего роста и получения рекомендаций от независимого аккредитованного источника. Также при принятии решения о получении ESG-рейтинга учитывалось, что иностранные контрагенты выстраивают свои отношения с учетом приверженности банка ESG-принципам.
Подводя итог, можно утверждать, что сегодня мы становимся свидетелями и участниками процесса перехода к новой парадигме ведения экономической деятельности с учетом ESG-факторов, и чем быстрее белорусский бизнес примет и начнет использовать эту концепцию, тем ближе мы сможем подойти к достижению целей устойчивого развития нашей страны, а этого можно достичь только осознанными действиями и общими усилиями государства, общества, бизнеса и каждого из нас.