Информация о нехватке топлива на АЗС на фоне роста цен на бензин в последнее время поступает из многих регионов России. Эксперты полагают, что к сложившейся ситуации, помимо прочего, привели некоторые решения властей страны, из-за которых местные НПЗ и нефтяные компании несут финансовые потери.
Российская редакция Forbes на основе данных Росстата сообщает о заметном увеличении с начала 2023 года стоимости бензина и «дизеля» в России – на 6,6% и 2,7% соответственно. При этом отмечается, что биржевые цены на топливо, особенно на бензин, в конце августа били рекорды – для отдельных сортов они выросли на 9% всего за месяц.
Одновременно с этим все чаще появляется информация о дефиците топлива на автозаправочных станциях по всей России: за последнее время такие сообщения поступали из Самарской, Рязанской, Волгоградской и Новосибирской областей, а также Краснодарского края. Хотя российское Министерство энергетики заявило о том, что производство бензина на местных НПЗ в августе не опускалось ниже уровня, который фиксировался в предыдущие два года, специальный штаб ведомства все же решил взять на особый контроль обеспечение топливом предприятий сферы АПК, а также заправок.
Почему растут цены?
Эксперты, опрошенные Forbes, указывают на несколько причин сложившейся ситуации. Во-первых, не последнюю роль играет сезонный фактор – сейчас в разгаре уборочная кампания, а для техники в полях требуются значительные объемы топлива. Кроме того, с существенную роль играет грядущее сокращение субсидий для НПЗ от государства по демпферной схеме, по которой государство возмещает долю от разницы между экспортными и внутренними ценами на топливо, что помогает не допускать его удорожания внутри страны.
Напомним, как ранее сообщалось в СМИ, в связи с корректировкой в России налогового законодательства с сентября демпферные выплаты местным нефтеперерабатывающим предприятиям должны снизится на 50%.
Откуда дефицит?
При этом российские розничные продавцы топлива стараются не идти на резкое повышение цен, в то же время сокращая объемы сбываемого топлива – нередко именно это и приводит к нехватке. Также некоторые из них идут на различные ухищрения, снижающие качество бензина.
Еще одним важным фактором, влияющим на формирование дефицита, аналитики считают добровольное сокращение Россией экспорта нефти, которое наблюдается с середины лета: в августе оно достигло 500 тыс. баррелей в сутки, а в сентябре должно составить 300 тыс. баррелей в сутки. Понесенные из-за этого потери энергетические компании пытаются восполнить за счет увеличения поставок за границу нефтепродуктов – тем более, что для этого сейчас сложилась благоприятная ценовая конъюнктура.
Хотя официальных данных, подтверждающих такие утверждения, нет, источники агентства Reuters сообщили, что в первой половине августа поставки дизельного топлива из России за рубеж увеличились на 7% в сравнении с предыдущим годом – особенный рост якобы наблюдался по таким направлениям, как Турция и Бразилия.
Как повлиять на ситуацию?
Эксперты полагают, что сложившуюся ситуацию можно изменить, если власти России откажутся от экспортных ограничений или введут новые меры регулирования, среди которых дальнейшее увеличение обязательных объемов продажи нефтепродуктов на бирже, а также запуск механизма государственного лицензирования продавцов нефтепродуктов с установленными для них обязательными квотами для внутреннего рынка.
Напомним, как ранее сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники на топливном рынке, из-за пересмотра в России демпферной схемы Беларусь, чьи НПЗ также в ней участвовали, может сильно урезать или вовсе прекратить экспорт топлива в соседнюю страну, увеличив экспорт в страны дальнего зарубежья.