В нашей стране рассматривают варианты существенного сокращения объемов поставок топлива в Россию или даже их полного прекращения из-за пересмотра так называемой демпферной схемы, по которой отечественные НПЗ фактически получают субсидии из российского бюджета.
Как сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники на топливном рынке, в связи с корректировкой в России налогового кодекса в сентябре произойдет сокращение демпферных выплат нефтеперерабатывающим предприятиям – они должны будут снизиться вдвое. Таким образом, действующая схема поддержки белорусских НПЗ, поставляющих бензин и дизель в соседнюю страну, станет для них невыгодной при текущем уровне цен на топливо на российском рынке.
Собеседники издания говорят о том, что из-за пересмотра демпферной схемы Беларусь может сильно урезать или вовсе прекратить экспорт топлива в Россию, а также одновременно с этим начать поставлять топливо в страны дальнего зарубежья через российские порты северо-запада.
Напомним, демпферный механизм, который применяется для отечественных производителей с октября 2022 года, включает в себя покупку российским трейдером «Промсырьеимпорт» топлива из Беларуси по завышенной стоимости. Затем организация реализует топливо на бирже уже по приемлемым для рынка соседней страны ценам, а ее убытки покрываются из российского бюджета. «Коммерсантъ» сообщает, что, согласно финансовым отчетам «Промсырьеимпорта», в прошлом году он получил соответствующие выплаты на сумму более 1 млрд российских рублей (около $10,4 млн по курсу на 8 августа 2023 года).
Сколько белорусского топлива идет в Россию?
Источник «Коммерсанта» заявил о том, что экспорт белорусского топлива в Россию был не слишком велик относительно общей емкости рынка. Тем не менее, на него приходилась заметная доля биржевых продаж.
К примеру, в июле-августе отечественные организации реализовывали в России от 1,2 до 4,9 тыс. тонн дизеля и от 0,6 до 1,14 тыс. тонн бензина ежедневно, что составляет соответственно до 4% и 14% от продаж этих видов топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).
Что случится, если поставки прекратят?
В связи с тем, что поставляемое из Беларуси топливо занимает важное место на биржевых торгах, перекрытие экспорта может спровоцировать увеличение цен на топливо в соседней стране.
По данным «Коммерсанта», в начале августа стоимость дизеля на СПбМТСБ несколько раз ставила рекорды – источники газеты как раз увязывают эти события с опасениями игроков рынка насчет прекращения белорусского экспорта.
Эксперт Михаил Турукалов в комментарии изданию отметил, что, к примеру, бензин АИ-95, произведенный на Мозырском НПЗ, экспортировался в Россию нерегулярно, а его доля в биржевых продажах с середины июля составила лишь 6,4%. Однако поставщики этого вида топлива из Беларуси соперничают за покупателя с предприятиями Центральной России, так что значимость отечественного экспорта в этом регионе существенно выше, чем в целом по стране.