«Уже два года мы работаем на дефицитном рынке, но в 2022 году ситуация еще усложнилась. Первым ощутимо кризисным и шоковым для индустрии месяцем стал апрель. Объем продаж в апреле 2022 г. в 3,5 раза ниже марта 2022 г. и в 4,7 раза ниже апреля 2021 г», – о состоянии автомобильного рынка рассказала заместитель управляющего Официального дистрибьютора Kia в Беларуси ООО «Автопалас-М» Диана Хвойницкая
Что происходит на автомобильном рынке Беларуси
Весной этого года мы увидели следующие тенденции:
- Автомобильные бренды определяются, остаются ли на нашем рынке и рынке страны-соседки, уходят ли или прекращают поставлять автомобили на время.
- Импортеры и дилеры детально работают с ценообразованием, нащупывают привлекательные цены и финансовые программы для клиентов с учетом возросшей стоимости логистики и цен заводов-производителей.
- Склады большинства марок еще радуют многообразием.
Уже два года мы работаем на дефицитном рынке, в условиях мировых логистических проблем, когда на рынок одновременно воздействуют многие негативные факторы. А в 2022 году к ним добавились новые. Тем не менее текущая ситуация на автомобильном рынке Беларуси выглядит сбалансированной и клиентоориентированной. Так, например, мы по-прежнему предлагаем широкий модельный ряд Kia – автомобили доступны во всей дилерской сети, а автоцентры работают во всех областных городах страны.
Кроме тех усилий, которые прилагают автодилеры, положительно повлиять на ситуацию помогут стабилизация ситуации в регионе и запуск новых оптимальных маршрутов логистики. В то же время усугубление негативных факторов способно привести к стагнации рынка.
Как изменился спрос в 1 квартале 2022 г., какие есть тренды
В первом квартале переход к новой кризисной ситуации еще не показался автомобильному рынку реальностью. Однако падение на 10% к 1 кварталу 2021 г. было зафиксировано.
Первым ощутимо кризисным и шоковым для индустрии месяцем стал апрель. Объем продаж в апреле 2022 г. в 3,5 раза ниже марта 2022 г. и в 4,7 раза ниже апреля 2021 г.
Проблема спроса сложная и многогранная. На него влияют и возросшая стоимость логистики, и текущий уровень цен заводов-производителей, и курсовые скачки. Максимально влияют на тренд негативные ожидания потребителей, опасения по сценарию развития событий у нас, а также сокращения складов автомобилей у большинства марок из-за приостановки поставок.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
В ближайшие месяцы ожидаем, что спрос продолжит уменьшаться, но уже не такими темпами.
Что будет с ценами?
«Без автомобилей наш рынок не останется» – такое утверждение создает иллюзию, что отложить покупку можно и это разумно. Этой иллюзией и обосновано мнение о том, что совершаются только сделки, которые с пометкой «срочно, вынужденно», а остальные подождут условно лучших времен. Только есть вероятность, что это будут не те автомобили, к которым рынок успел привыкнуть. Я разделяю мнение, что автомобиль – это инвестиция, надежный и, главное, долговременный компаньон и давно уже не только средство передвижения. А выбирать «компаньона» лучше, когда предложение многообразно: на рынке представлены марки разных ценовых сегментов, отличаются страны производства автомобилей, есть широкий модельный ряд и хорошие комплектации. Получать удовольствие от езды и владения автомобилем каждый день с перспективой ликвидно обменять автомобиль в будущем – это привилегия тщательного выбора без спешки.
По-прежнему спрос высок на автомобили с конкурентной ценой, надежным оснащением и доступными уровню заработка клиентов финансовыми инструментами.
Покупать нужно сейчас и точка! Знаете, в основе бренд-кода холдинга «Атлант-М» (в который входит Дистрибьютор Kia в Беларуси) лежит ценность «человек и эмпатия» и постулат о том, что помогать клиентам выбрать, купить и владеть автомобилем нужно настолько же трепетно, внимательно и честно, как при выборе автомобиля для пожилых близких родственников. Исходя из этого могу уверенно посоветовать покупать автомобили, не откладывая. Раньше все вкладывались в недвижимость, сейчас многие начинают понимать, что автомобиль – это, прежде всего, свобода передвижения и собственный комфорт.
Немаловажно, когда автомобиль и конкурентоспособный, и ликвидный. Советую не откладывать покупку, так как в ближайшей перспективе нет ровным счетом никаких предпосылок для того, чтобы автомобили стали дешевле, модельный ряд большинства марок шире, а оснащение богаче и современнее.
Как финансировать покупку авто
Самым популярным продуктом для финансирования покупки автомобиля, помимо собственных средств, по-прежнему остаются кредиты.
Клиентов – физических лиц привлекают продукты в BYN с длинным периодом кредитования, минимальным авансом и приемлемой ставкой, к повышению ставок по сравнениюс 2021 г. клиенты уже привыкли.
Для клиентов – юридических лиц популярностью пользуются лизинговые программы как в BYN, так и в валюте, критерием для выбора программы также называют ставку. Эти же программы доступны и для физических лиц.
Трейд-ин по-прежнему востребован. Некоторые клиенты предпочитают продавать автомобиль сами за ту сумму, которая комфортна. Часто после самостоятельных попыток продать автомобиль возвращаются в автоцентр, сдают автомобиль в трейд-ин. У других клиентов превалирует желание быстро, надежно, понятно завершить сделку «ключ на ключ», доплатив разницу. Весной 2022 г. наблюдаем рост % трейд-ин от числа проданных автомобилей.
Какие тренды будут усиливаться
Ситуация меняется, планы и надежды на будущее сохраняются, а также проделывается скрупулезная работа импортёрами и дилерами автомобилей в Беларуси для сохранения каналов поставки, запуска новых марок, поиска выгодных финансовых инструментов для клиентов.
Рынок, автомобильные дилеры и наши клиенты живут в переменчивое время и не первый раз адаптируются под «изменчивый мир».
Если говорить, например, о страховании автомобилей, то спрос на услугу остался на прежнем уровне: это около 75% покупаемых новых автомобилей.
А в целом мы видим, что после первоначального шока постепенно оживет и спрос, возобновятся финансовые инструменты, тогда и рынок, и клиенты, и дилеры комфортно приспособятся к новым реалиям в ожидании первого шанса продолжить плодотворное развитие.