Некогда популярные у белорусов инструменты накопления и приращения личных сбережений, временами являвшимися серьезным подспорьем для семейных бюджетов - срочные банковские депозиты в национальной валюте - теряют статус выгодных и безопасных вложений финансового капитала, а созданная ими прослойка “депозитных рантье” превратилась в валютных скупщиков, спасающих свои деньги от девальвационных потерь.
Самые серьезные проблемы сейчас у Br-рублевых вкладчиков - это, конечно же, продолжающаяся по настоящее время девальвация Br-рубля, при которой долларовый эквивалент Br-рублевых банковских сбережений испаряется с каждым удорожанием доллара, а ведь именно долларовая «бухгалтерия» ведется большинством белорусов.
Так, средняя процентная ставка по всем текущим срочным Br-рублевым депозитам для физических лиц в январе 2016-го года - 26,0% годовых (по новым, вновь открывающимся: 23,8% - на срок до 1-го года и 25,6% - на срок свыше 1-го года). А Br-рубль потерял к доллару в этом месяце 10,8% своей стоимости, это значит 127% годовых: в конце декабря было 18569 Br/$, в конце января - 20823 Br/$ (по курсу последних торгов на БВФБ).
Долларовые потери, таким образом, исходя из средних по стране процентных ставок по всем срочным депозитам, в этом январе составили 104% годовых. Это 3-й месяц с такими серьезными потерями, начиная с декабря 2014-го, за последние 4 года с момента окончания кризиса 2011-го года, как по счету, так и по размеру потерь. Самые же большие убытки были именно в декабре 2014-го (если считать по рыночному курсу), вторые и по счету и по размеру - в августе 2015-го. Главное здесь - процент девальвации Br-рубля к доллару.

До этого 3 года длился период стабильных долларовых заработков на Br-рублевых вкладах (десятки процентов годовых в долларах), благодаря чему объем остатков средств населения на таких депозитах за это время существенно увеличился - в несколько раз.
Накопленный доход в долларовом эквиваленте за период после кризиса 2011-го оказался настолько большой (с учетом капитализации начисленных процентов), что его не смогли “срезать” все последние девальвации. Те кто, в начале ноября 2011-го разместил свои сбережения на срочный Br-рублевый депозит с ежемесячной капитализацией, добавили к концу января 2016-го 83,7% к $-эквиваленту своего первоначального вклада. Когда как то же действие, но с использованием долларового депозита, принесло лишь 27,2% прибыли за эти 4 года. (Все расчеты - исходя из средней по стране ставки по действующим срочным депозитам).

За период же после декабрьской, 2014-го года, девальвации, с января 2015-го по отчетный момент весь накопленный Br-депозитом доход за этот период срезан девальвациями августовской 2015-го и январской 2016-го. Поскольку ускоренная девальвация продолжается и в феврале, Br-вкладчики продолжают нести потери в $-эквиваленте.
Естественно, долларовые потери не могли не сказаться на динамике остатков. Но если после декабрьского, 2014-го года, падения объемов пошло восстановление, даже с обновлением максимума, то после августовской девальвации доверие к курсовой стабильности национальной валюты, а вместе с этим и желание использовать Br-рублевые депозиты как способ сохранения и приумножения личного финансового капитала в долларовом эквиваленте, напрочь исчезли. Как результат, население начало изымать свои деньги с этих Br-депозитов, и остатки там стали сокращаться. Падение объемов длится 8 месяцев подряд.

Кроме того, в последние месяцы резко сократился валовый приток денег от населения на срочные Br-рублевые депозиты - до самого низкого уровня с 2012-го года (в сумму валового притока входит капитализация начисленных процентов).

В отчетном январе сокращение остатков составило Br1,49 трлн. Это самое большое падение за последние 5 месяцев. Но в августе 2015-го оно было намного больше - Br4,00 трлн, а в декабре 2014-го - Br4,64 трлн.
Но это - с учетом капитализации начисленных процентов. Исходя из средней по стране ставки по всем текущим срочным Br-рублевым депозитам физических лиц в январе и объема остатков на таких депозитах в конце декабря, то возможное реинвестирование процентов в отчетном месяце - где-то Br0,57 трлн. Таким образом, чистый отток средств населения с этих вкладов в январе - Br2,07 трлн (Br1,49 трлн+Br0,57 трлн) при гипотетическом 100%-м реинвестировании процентов.
Чистый отток за последние годы случался не раз, но эпизодически, последний же период длится 9 месяцев подряд.

Суммарное за 8 месяцев сокращение Br-рублевых депозитов населения - Br10,38 трлн при начальном объеме в Br35,04 трлн (а это был исторический пик). То есть, за 8 месяцев вкладов стало меньше на 29,6%.
Но в долларовом эквиваленте падение просто катастрофическое: к концу отчетного января $-эквивалент объема срочных Br-вкладов населения сократился до уровня 2005-го года, составив $1,184 млрд: к физическому выносу денег из банков (чистому оттоку) добавилось курсовые (девальвационные) потери.
В январе из общей суммы снижения $-эквивалента остатков на $224 млн, курсовые потери - где-то $150 млн, то есть 2/3, а $-эквивалент чистого выноса - порядка $100 млн (это все потери, а приобретения - капитализированные проценты - $26 млн в эквиваленте).
То же было в 2011-ом: сильнейшая девальвация и массовое изъятие Br-рублей с депозитов в надежде хоть как-то спасти деньги от обесценения (в отсутствие валюты тогда были сметены с полок все импортные товары) привели к достижению «дна» $-эквивалента остатков средств на срочных Br-рублевых вкладов населения - $0,88 млрд (по рыночному на тогда курсу доллара) - уровню самого начала 2005-го, к чему и сейчас все идет.

Если рассматривать эти объемы как потенциал для девальвации (снятые с Br-депозита деньги идут, главным образом, на валютный рынок), то он сейчас значительно снижен. Тем более, что девальвация продолжилась и в феврале: к середине месяца Br-рубль потерял еще 5,6% своей стоимости к доллару (68% годовых), и $-эквивалент остатков средств населения на срочных Br-рублевых депозитах приближается к $1 млрд.
Максимальный размер $-эквивалента, $3,26 млрд, был в августе 2008-го, а из недавнего - $3,04 млрд в сентябре 2014-го. Вновь таких сумм теперь не будет видно долгие годы, если, конечно, не будет реализован вариант перевода валютных депозитов в Br-рублевые. Ведь именно на депозитах в иностранной валюте находится бОльшая часть депонированных в банки средств населения.
Br-рублевых же вкладов по объему - только лишь 13,4% от всех срочных вкладов физических лиц. Этот процент есть ни что иное, как коэффициент доверия белорусов к своей национальной валюте. И сейчас он находится на самом низком с 2000-го года уровне. Ниже был в период 1998-99 гг, когда на фоне дефолта в России и падения тамошнего рубля в 3 раза, белорусский рубль рухнул к доллару в 15 раз за 1,5 года.

Основная масса Br-рублевых вкладчиков, для которых сохранение $-эквивалента их банковских сбережений - это главное, уже вышла из депозитов. В ближайшие месяцы такие «депозитные рантье» выйдут окончательно, и останутся наиболее консервативные категории - сельские жители и люди старшего возраста. Но при этом сумма остатков средств населения на срочных вкладах будет такой, что эти депозиты уже не будут рассматриваться банками как значимый источник своих пассивов.
Автор: Максим СЕРЕДА