Фото: aa.com.tr
Агентство Fitch Ratings подтвердило 3 февраля долгосрочные рейтинги дефолта эмитента Беларуси в иностранной и национальной валюте на уровне «B-» с прогнозом «Стабильный».
Краткосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте при этом подтверждены на уровне «B», а страновой потолок – на уровне «B-».
«Рейтинги Республики Беларусь отражают значительные внешние факторы уязвимости и историю частых кризисов, с одной стороны, и относительно сильные государственные финансы и структурные индикаторы, с другой», – отмечают эксперты агентства.
В частности показатели ВВП на душу населения и развития человеческого потенциала заметно выше, чем у сопоставимых эмитентов.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Валовые международные резервы в 2016-м повысились на 800 млн долларов до 4,9 млрд, но остаются ниже уровней, которые наблюдались до 2014-го. Чистые резервы в 2016-м улучшились до слабоположительного значения.
Однако, по оценкам Fitch, ликвидные активы как доля краткосрочных пассивов (39% в 2017-м) находятся на самом низком уровне в рейтинговой категории «B».
Эсперты агентства полагают, что дефицит счета текущих операций республики повысился в 2016-м до 5% ВВП (2,4 млрд долларов) относительно 3,7% (2 млрд) в 2015-м.
Фото: hubs.ua
Перспективы недостижения ожидаемых показателей роста и постепенное увеличение мировых цен на нефть могут сдержать дефициты счета текущих операций на уровне 4,4% в 2017-м и 2018-м.
Тем не менее, валовые потребности во внешнем финансировании республики (не включая краткосрочный долг) как процент от международных резервов составляют 146%, что входит в число самых высоких показателей среди рейтингуемых Fitch стран с развивающейся экономикой.
Чистый внешний долг (55% ВВП) и обслуживание внешнего долга (23% от текущих платежей в иностранной валюте (CXP)) в два раза превышают соответствующие показатели для медианы «B».
«Затянувшиеся разногласия с Россией по поводу цен на газ, которые начались в 2016-м, могут оказать дальнейшее давление на внешние расчеты, способность генерировать иностранную валюту и экономическую активность», – утверждают эксперты агентства.
Обслуживание суверенного долга в иностранной валюте прогнозируется в 2017-м на уровне 3,4 млрд долларов, при этом на выплаты внешнего долга приходится 1,8 млрд.
Государственный план финансирования повышает зависимость от недолговых валютных доходов, частично получаемых от нефтяных пошлин и экспорта, и возврата на международные рынки капитала.
Кроме того, по плану финансирования ожидается возобновление поступлений от ЕАБР (в сумме на 1 млрд долларов). Третье выделение средств, на основе критериев достигнутых показателей на конец сентября, еще предстоит получить.
Фото: forexaw.com
В январе 2018-го наступает срок погашения по международным облигациям Беларуси на 800 млн долларов. Снижение рисков финансирования, вероятно, будет зависеть от возобновления отложенных поступлений по программе ЕАБР и/или от дополнительных источников валютных средств.
«Хотя МВФ и правительство, как сообщается, уже обсудили возможность осуществления программы, сроки и результаты остаются неопределенными, и мы не учитываем в наших прогнозах получение средств от МВФ», – поясняют эксперты агентства.
Макроэкономические показатели страны заметно слабее, чем у сопоставимых эмитентов. Экономика в 2016-м оставалась в рецессии, сократившись на 2,6%, ввиду слабого роста по торговым партнерам, снижения реальной заработной платы, проведения более жесткой политики и разногласий по цене на газ с Россией.
Fitch ожидает, что в 2017-м экономика останется в рецессии, однако темпы сокращения замедлятся ввиду относительного улучшения в области потребления и инвестиций.
Позитивное влияние цен на нефть и восстановления в соседних странах может быть ограниченным ввиду уменьшения объемов импорта нефти из России.
Инфляция в 2016-м снизилась до 10,6%, что ниже целевого уровня в 12%, установленного центральным банком. Средний уровень инфляции в 2017-м может колебаться около 11% ввиду ожидаемой корректировки коммунальных тарифов.
Фото: 2016-god.com
Центральный банк проводит жесткую политику и работает над стратегией перехода к режиму полного инфляционного таргетирования к 2020-му. В то же время эффективность монетарной политики сдерживается программой кредитования и высокими уровнями финансовой долларизации.
«По оценкам Fitch, консолидированный общегосударственный бюджет в 2016-м по-прежнему имел профицит (1,6% ВВП), что отражает меры в области доходов, отсутствие реального роста расходов на оплату труда и сокращение капитальных расходов», – сообщают эксперты агентства.
Фонд социальной защиты имел небольшой профицит (0,3% ВВП). По оценкам агентства, включая забалансовые расходы, в 2016-м профицит достиг 0,6% ВВП.
Власти представили трехлетний бюджет (2017-2019 годы), чтобы обозначить ожидания и подчеркнуть свое намерение снизить забалансовые расходы и программу кредитования.
Госдолг на конец 2016-го был равен 52% ВВП, что ниже медианы в 56% для стран с рейтингами категории «B». Fitch включает госгарантии на общую сумму 11% ВВП в расчет суммарного долга ввиду высокой вероятности того, что государству потребуется выплачивать обязательства госпредприятий.
Долг имеет высокую подверженность валютному риску, поскольку 80% долга номинировано в иностранной валюте.
Регулятивные неработающие кредиты (три наиболее рисковых категории) более чем удвоились до 14,2% от валовых кредитов на конец ноября 2016-го по сравнению с 6,8% на конец 2015-го, и вероятны дальнейшие увеличения.
Фото: user.vse42.ru
Уровень капитализации у банковской системы составляет 18,5%. Анализ качества активов, завершенный в июле, не предоставил достаточной информации для оценки ситуации в финансовом секторе и полной оценки его устойчивости к шокам. Наличие крупного госсектора (50% активов) создает фискальные риски для государства.
«Политическая власть сконцентрирована в руках президента Лукашенко, который находится у власти с 1994-го. Оппозиция является слабой, и Fitch исходит из того, что г-н Лукашенко останется у власти в среднесрочной перспективе», – отмечают эксперты агентства.
Россия по-прежнему является одним из ключевых партнеров Беларуси с торговой, финансовой и политической точки зрения. Разногласия с Россией по цене на газ, которые напоминают споры в энергетической сфере в 2000-х, остаются неразрешенными, создавая неопределенность по экономическим и финансовым перспективам на 2017-й.
«Стабильный» прогноз отражает мнение Fitch, что позитивные факторы и риски для рейтинга в настоящее время сбалансированы. Тем не менее, следующие факторы риска вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию:
- серьезные стрессы в области внешнего финансирования и рост риска неисполнения обязательств по выплате долга в иностранной валюте;
- ухудшение в области государственных финансов, что привело бы к существенному росту государственного долга.
Следующие факторы в отдельности или вместе могут привести к позитивному рейтинговому действию:
- сокращение давления в области внешнего финансирования, поддерживаемое восстановлением международных резервов;
- улучшение потенциала среднесрочного роста Беларуси, обусловленное реализацией структурных реформ.
Fitch исходит из того, что в определенных ситуациях Беларусь будет получать финансовую поддержку от России.