В Беларуси на прошлой неделе была объявлена общенациональная забастовка. К ней вчера присоединились ряд крупнейших госпредприятий страны: «Нафтан», «Беларуськалий», «Мозырский НПЗ», МТЗ, МАЗ и многие другие. О том, к чему могут привести забастовки, и почему они принесут больше пользы чем вреда Myfin.by рассказывает предприниматель и CEO компании Humathèq Дмитрий Черноморец.
Еще до выборов Дмитрий в интервью Myfin.by рассказывал о том, как белорусский бизнес переживает ковид-кризис, что может сделать государство и почему быть непубличным сегодня – это роскошь. После выборов, протестов и жестоких действий силовых структур в отношении задержанных, ситуация в стране поменялась кардинально.
– У меня масса эмоций по поводу происходящего. От возмущения по поводу действий силовиков до восхищения белорусами, которые вышли на мирные протесты. Я и сам в них участвую, а также поддерживаю сотрудников. Была даже ситуация, после убийства протестующего (речь идет о гибели 34-летнего Александра Тарайковского во время протестов в Минске 10 августа – прим. Myfin.by), когда пришлось эвакуировать часть сотрудников к себе в загородный дом.
Ранее с близкими мы готовились эмигрировать во Францию, но когда увидели толпы людей на улицах с флагами, то поняли, что у страны есть будущее. Мы сейчас между собой называем эту кампанию – Беларусь 2.0. Поэтому приняли решение остаться и дальше работать здесь. У меня уже нет сомнений, что все изменится и страна заживет по-другому.
Почему забастовка полезна
– Я считаю, что даже в среднесрочной перспективе от забастовки будет только польза. Посмотрите на госпредприятия, работники которых сейчас вышли на забастовку. Эти предприятия абсолютно неэффективны. Поверьте мне, даже те госкомпании, которые показывают какую-то прибыль, с другим менеджментом и другим подходом повысят свою эффективность в разы.

Если говорить метафорически, то представьте обрюзгшего и очень толстого человека с одышкой, а рядом с ним – атлетически сложенный ЗОЖник. Чтобы перейти от одной формы к другой – нужен революционный процесс перестройки организма.
Как только госпредприятия избавятся от старого, «обрюзгшего» менеджмента, который заставляет заводы выпускать никому не нужные продукты и продавать их зачастую ниже себестоимости, начнется оздоровление организма.
Забастовки, кроме политического протеста, также обнажают проблемные места предприятий, которые раньше можно было замалчивать.
Быстрее обнажим проблемы, быстрее вылечим
– Люди сейчас делают поистине героически важный поступок – пытаются остановить беспредел со стороны властей – и это возможно сделать только через забастовки.
Таким образом достигаются две цели. Первое – цель политического протеста. Вторая цель – перевод «хронической болезни» многих госпредприятий в стадию обострения, чтобы ее можно было быстрее вылечить. Когда эти компании выйдут из забастовок, станет очевидным ряд вещей: слабость менеджмента, слабость выпускаемых продуктов и слабые позиции на рынке.
Компаниям не останется ничего другого, как начать очень быстро и очень эффективно
- Превращать свои «заплывшие жиром» структуры в атлетические.
- Создавать новые продукты.
- Оптимизировать производственные системы.
- Повышать качество работы персонала.
Все эти шаги обычно проходит любая частная компания в процессе роста. Здесь же госпредприятиям придется сделать то же самое, но уже в форсированном режиме.
Я считаю, что ни одно предприятие, принявшее решение о забастовке, в среднесрочной и долгосрочной перспективе в итоге не потеряет. Возможны потери в краткосрочном периоде
Краткосрочно теряют все, но долгосрочно мы выигрываем больше
– У нас в компании денежный поток тоже практически остановился. Во-первых, еще не до конца оправились от ковида. Во-вторых, даже самые лучшие клиенты из других стран пока не спешат переводить оплату или делать предоплату в связи с неспокойной обстановкой. Это же риски.
Пример. Сегодня днем вырубили интернет во время скайп-звонка с финскими партнерами. Как мне им объяснить, что один недалекий человек по приказу другого просто нажал на кнопку? Если у нас в стране много таких недалеких людей, то это большие риски.
Из белорусских клиентов практически никто не работает. У меня полупустой офис – люди хотят быть в городе, участвовать в акциях, а не сидеть в офисе. Я их полностью поддерживаю. Потому что либо мы вместе изменим что-то сейчас, либо нам придется жить в этом болоте до конца своих дней, либо разъехаться по другим странам.
Мы договорились, что те, кто остаются в офисе, сделают работу своих коллег, выходящих на мирные акции.
Бизнес готов помочь протестующим и пострадавшим
Кроме того, мы решили запустить несколько бесплатных инициатив, чтобы внести свой вклад в общее дело изменения страны. Первая инициатива – это бесплатный образовательный курс по продакт-менеджменту для всех пострадавших от репрессий. Кто захочет приобрести новую специальность, приглашаю в сентябре приходить к нам. Мы ориентируемся на честных людей, поэтому никакой проверки документов или справок не потребуется. Если вы потеряли работу, были избиты или еще каким-то образом пострадали – можете приходить к нам за помощью.

Вторая инициатива – бесплатный курс по разработке новых продуктов для госпредприятий. Мы хотим поддержать именно те госпредприятия, где проходят забастовки. Раньше они говорили, что очень хотят заниматься разработкой новых продуктов, но из-за бумажной волокиты и высокой цены, услуги нашей компании им были недоступны.
Что в итоге?
Белорусский бизнес готов помочь протестующим работникам госпредприятий. Кроме того, сами белорусы уже собрали внушительную сумму – $3,3 млн для помощи пострадавшим и бастующим.