В 2000-х soft skills не считались обязательными для успешной работы РОП. В то время руководители сосредотачивались на развитии hard skills: знания продукта, техника продаж и управление процессами и т. д. Этого хватало, чтобы быть высокооплачиваемым и востребованным специалистом, но в 2020-х все уже не так.
Теперь, помимо основных функций и задач, руководитель отдела продаж должен обладать рядом soft skills. Собрали 5 актуальных качеств РОП, которые интересуют работодателей, в том числе в Беларуси.
1. Эмоциональный интеллект (EI)
Это способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
Руководитель отдела продаж компании, обладающий этим качеством, понимает эмоциональное состояние своих сотрудников и клиентов, их потребности и ожидания. Он выявит сильные стороны и слабые стороны подчиненных, найдет подходящие способы мотивации и развития, найдет подходящие методы для разрешения напряженных ситуаций. Все это повышает производительность команды, улучшает атмосферу внутри коллектива, снижает текучку кадров.
2. Открытость к технологиям
Руководители отдела продаж должны использовать цифровые инструменты для оценки эффективности работы команды, прогнозирования продаж и улучшения клиентского опыта, хотя еще лет 5 назад такие требования были менее актуальны. РОП, готовый обучаться, станет примером для своей команды.
Битрикс24 включает в себя сразу несколько современных инструментов для автоматизации бизнес-процессов и оптимизации продаж. Среди них есть как базовые (Задачи и проекты, чаты и звонки, видеозвонки, календарь), так и продвинутые (CRM, автоматизация продаж, отчеты и аналитика, AI-помощник, интеграции с внешними сервисами).
3. Адаптивность к изменениям рынка
Компании, которые адаптируются к переменам, имеют больше шансов на выживание в изменившихся условиях. Насколько успешно пройдет адаптация, зависит от умения ключевых сотрудников быстро реагировать на новые вызовы. Одним из таких сотрудников является РОП.
Гибкость в подходах позволяет руководителю отдела продаж своевременно пересматривать стратегии и бизнес-модели в ответ на изменения потребительских предпочтений или технологических трендов. Например, настоящим трендом стало внедрение в работу искусственного интеллекта. Многие РОП уже используют CoPilot — AI-помощника Битрикс24. Нейросеть составит отчет, текст вакансии, предложит стратегии развития на основе вводных данных и мн.др.
4. Лидерство и мотивация команды
Исследования показывают, что команды, возглавляемые высокоэффективными лидерами, зарабатывают значительно больше. Лидер задает вектор и устанавливает приоритеты для коллектива. При этом руководителю важно создать в команде позитивную атмосферу, чтобы каждый ее участник чувствовал свою значимость и вовлеченность в процесс.
Чтобы создать культуру успеха в отделе продаж компании, руководитель должен:
- Поставить четкие цели — это сформирует понимание, что каждый член команды может внести вклад в общее дело.
- Создать систему вознаграждений — бывают индивидуальные и командные. Поощрения способствуют созданию здоровой конкурентной среды и стимулируют сотрудников стремиться к лучшим результатам.
- Обучать персонал — это развивает навыки команды и повышает уверенность сотрудников в своих силах.
- Поддерживать командный дух — для этого проводите регулярные командные мероприятия, обсуждения успехов и трудностей.
- Вести открытую коммуникацию — так сотрудники будут охотнее делиться своими идеями, проблемами и предложениями.
- Подавать личный пример — руководитель отдела продаж должен сам демонстрировать высокие стандарты работы и этики.
Реально оценить прогресс команды и корректировать стратегии при необходимости поможет регулярный мониторинг показателей эффективности (KPI).
Поблагодарить сотрудника за быстро закрытую сделку в Ленте Битрикс24 стоит ровно 0 рублей. Но такая отметка может укрепить его желание работать в компании гораздо сильнее, чем простое «Молодец!» на бегу.
5. Стратегическое мышление
Руководитель отдела продаж видит картину компании в целом и планирует действия на будущее. При этом он должен учитывать имеющиеся ресурсы и оптимально их распределить для выполнения поставленных задач. Во время построения стратегии важно учесть множество факторов: стратегию развития компании, потребности клиента и тренды рынка, конкурентов и т. д. А после этого РОП должен четко сформулировать миссию и цели для своего отдела, задать понятные ориентиры.
Современный руководитель отдела продаж должен сочетать в себе множество качеств: от эмоционального интеллекта до стратегического мышления. В условиях постоянных изменений на рынке успешный лидер не только управляет командой, но и вдохновляет ее, адаптируется к новым технологиям. Битрикс24 идет в ногу со временем и сочетает в себе множество актуальных инструментов, которые помогают РОП быстро реагировать на изменения и дают конкурентные преимущества на рынке.
Совет от команды Битрикс24: Создайте чат c CoPilot, пригласите в ТОП-менеджеров и устройте мозговой штурм по стратегическим целям компании. Результат вас удивит!
*Партнерский материал. ИУП «1С-Битрикс», УНП 192042385