«Из всех возможных вариантов решения проблем наша власть безошибочно выбирает наихудший» (Народная примета).
О последствиях последних действий наших властей в области «валютного регулирования» написано уже много. Постараемся не повторяться, а, в меру сил, обобщить и проиллюстрировать картину некоторыми пусть и гипотетическими отчасти примерами.
После борьбы с «валютным ажиотажем», главной надеждой наших властей от принятых мер является надежда на снижение импорта, который сейчас широким потоком вливается к нам из России, где товары значительно подешевели в валютном исчислении. Да, легальный импорт должен сократиться и даже значительно, но зато «серый» импорт вырастет во много раз. В принципе, наша власть это понимает и даже меры противодействия вроде как наметила. Таможенники уже пообещали поймать всех «контрабандистов» на фоне ожидаемого резкого роста их числа. Поскольку власти сами включили «зеленый свет» валютчикам, то и валютчиков они тоже собираются ловить. Комитет госконтроля примет меры в случае активизации последних, заявил председатель КГК Леонид Анфимов.
- Будем бороться с этими негативными проявлениями, - цитирует Л.Анфимова Interfax.by.
По его словам, он поручил департаменту финансовых расследований обеспечить мониторинг и оперативное сопровождение ситуации на валютном рынке.
Но только репрессивные меры не спасают, как показывает опыт. Даже ЧК-ГПУ-НКВД так и не справились с нелегальным импортом и валютчиками, даже при неограниченных ресурсах силовиков, опыте борьбы с «врагами» и наказаниях вплоть до смертной казни.
К тому же наша власть никак не может понять, что инвестирование в репрессии - это заведомо убыточный бизнес. Ведь усиление репрессий таки требует вложений, бесплатно сделать это не получится. Значит деньги, которые можно было бы потратить на повышение конкурентоспособности, будут потрачены на борьбу с импортом и валютчиками. Причем, борьбу заведомо проигрышную, если верить истории.
Кого-то, естественно, поймают, что-то, понятно, конфискуют, отчеты о росте показателей в разы по этим позициям «наверх» отправят. Но итог все равно будет с минусом для нас, особенно если и Россия начнет конфисковывать, а не возвращать, как сейчас, нашу «контрафактную» продукцию. Ведь конфискация товаров нашей стороной является незаконной, белорусы имеют полное право покупать и привозить товары из России в рамках договоров по ТС. Даже таможенные посты незаконны, хотя мы их негласно и выставили, правда, под другим названием.
Белорусский авторынок, по которому падение цен в России нанесло серьезнейший удар, теперь добит нашими властями окончательно. Большой могильный крест возведен и на собственном производстве легковых автомобилей. А как мы гордились этим, теперь уже фактически умершим, начинанием. Кто же будет покупать «Джили» за пятнадцать и даже за двенадцать тысяч долларов, если аналогичную по классу, но более качественную и гораздо более престижную «японку», можно приобрести за девять тысяч у. е? Правильно, только тот, кому запретят это сделать под дулом пистолета.
Более того, «Джили» станет еще на 30% дороже, причем в долларовом выражении. Хотя тут-то, скорее всего, предприятию компенсируют разницу, но потом и это все равно может не спасти.
На въездном туризме нам, видимо, придется окончательно поставить крест. Кто поедет за $200 в сутки и даже за $100 в наши «агроусадьбы», если в Турции или Египте можно провести неделю за $300? Причем в «агроусадьбах» включен обычно только завтрак, да и то далеко не всегда. За все остальное, как обед с ужином, так и, скажем, сауну, надо доплачивать отдельно. В Турции же «все включено», даже алкоголь, что для среднестатистического россиянина довольно важно.
Экспортерам тоже не позавидуешь. Возьмем, к примеру, экспорт «белорусского» лосося. Чтобы его экспортировать, эту рыбу сначала надо импортировать. А там и до нашего валютного сбора все было не так уж и просто. По данным Norges sjømatråd, норвежский лосось подорожал с 37,04 крон (порядка $ 5, или 232,1 руб.) за килограмм в конце ноября до 46,86 крон (более $ 6, или 420,95 руб. по курсу на 18 декабря) с 8 по 14 декабря 2014 года.
- Белорусы вылетели с рынка сразу после того, как начал падать рубль, а норвежские поставщики снова подняли цены, – сообщает РБК со слов президента Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка, генерального директора Северной компании Виталия Корнева.
Введение же валютного сбора этот бизнес совсем уничтожит. Ну тут, может быть, и ладно, отчитаемся перед россиянами о том, как наши власти мужественно пресекли реэкспорт. Но у нас же практически весь экспорт, за исключением разве что калийных удобрений, это одновременно и импорт. Импорт как минимум сырья и комплектующих, а то и практически готовых товаров.
То есть смертельный удар наносится по большинству экспортеров. Власть, правда, обещает компенсации, но не всем, только избранным и не мгновенно, а потом и только обещает пока. Да и зачем сначала наносить удар ножом, а потом лечит раненого? Можно же не рассчитать удар и совсем убить.
Горячие же надежды нашей власти на «инфляционный всплеск» в России могут и не оправдаться в полной мере.
Японские автоконцерны Toyota, Mitsubishi и Mazda не планируют менять цены на автомобили или снижать объем выпускаемых машин из-за падения курса рубля, передает радиостанция «Говорит Москва». По словам пресс-секретаря Toyota Наоки Сумино, подобные решения принимаются не на основе валютных курсов, а исходя из потребностей рынка. Компания не собирается менять свой годовой план из-за «кратковременного удешевления рубля». Представитель Mitsubishi Motors отметил, что компания следит за ситуацией на рынке, но на объёмах производства в России падение курса не сказалось. Представитель Mazda заявил, что компания ведет бизнес в России в основном в рублях, поэтому воздействие курсовых колебаний будет незначительным.
С падением курса рубля продажи туров у российских туроператоров упали в среднем на 50%, как сообщила «Известиям» пресс-секретарь Российский союз туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, из-за скачков валют продажи туров стоят третий день. Падение продаж отразилось и на отелях Египта и Турции, популярных у россиян: ожидается, что с января падение продаж отзовется снижением потока на 15–20%. На этом фоне египетские и турецкие отели предложили российским туроператорам существенные скидки размером 20% - в будущем они могут вырасти до 40%, отмечает издание.
Это ж только наша власть уверена, что легко сможет заменить российский рынок зимбабвийским, а российского туриста зимбабвийским же. Другие же, как видим, считают, что сохранение российского рынка для них важнее максимизации прибыли. И примеру турок, египтян и японцев вполне могут последовать корейцы, китайцы и многие другие, за исключением американцев разве что.
Да, цены в России растут и, видимо, будут пока продолжать расти, но их рост значительно отстает от ожиданий наших властей. И одного этого роста пока недостаточно для реанимации нашего экспорта. А тут еще и удар в виде валютного сбора.
В общем, все у нас как всегда. Из всех возможных вариантов решений наихудшее выбирается безошибочно.
Одно спасение, что смертоносный для экономики удар наносится в момент, когда она и так замирает. В январе, обычно, наступает «мертвый сезон», когда импорт, экспорт, обороты торговли и производственная активность снижаются до минимума. Теперь всё практически совсем остановится. А с 1 февраля, если верить Указу, спасение экономики методом «пристрелить, чтобы не мучилась», вроде как закончится. Но к тому времени надо определиться и с реальной девальвацией и, главное, с реальными мерами по реанимации экономики. Иначе «пристреленная» экономика может и не ожить больше.
Автор: Юрий ПШЕННИК