
В Беларуси подписан и официально опубликован закон «О потребительском кредите и потребительском микрозайме». Документ направлен на комплексное совершенствование правового регулирования отношений в области кредитования и микрофинансирования физических лиц, а также на повышение уровня защиты прав потребителей финансовых услуг. Кроме того, в соответствии с нормами закона лизинговые платежи физических лиц привязываются к белорусскому рублю, исключается привязка договоров к любой валюте. О том, как новшества в лизинговой сфере могут изменить ландшафт отечественного авторынка, Myfin.by рассказали председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода и генеральный директор компании «Активлизинг» Сергей Михневич.
Запрет псевдовалютного лизинга
– В закон включена формулировка, что лизинговым компаниям при заключении договоров с физическими лицами будет запрещено вносить пункт о том, что оплата денежных обязательств в белорусских рублях будет эквивалентна определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, – пояснил Сергей Михневич.
По его словам, «сегодня ставки в договорах лизинга, привязанного к валюте, заметно ниже (при стабильном курсе меньше на 6-7%), чем при рублевом лизинге».
Как рассказал эксперт, запрет на оформление привязанных к валюте договоров лизинга приведет к тому, что продажи авто лизинговыми компаниями сократятся, а машины станут обходиться покупателям дороже.
Председатель правления БАА Сергей Варивода отметил, что пока рано говорить о том, что ставки, фигурирующие в договорах лизинга, серьезно изменятся. При этом он уверен, что нормы нового закона отразятся на ситуации на рынке и коснутся продаж как новых автомобилей, так и подержанных, ведь лизинговые компании работают в этих двух сегментах рынка.
– Отмена псевдовалютного лизинга серьезно повлияет на отечественный авторынок. Ведь доля его проникновения составляет до 50%. Я говорю об этом аккуратно, не называя точных цифр, потому что доминирующий игрок в этом сегменте («Белджи») использует лизинг в национальной валюте, – обрисовал ситуацию Сергей Варивода.
Эксперт добавил, что у других дилеров доля лизинга может достигать 70-75% и не менее половины – это договоры с привязкой к иностранной валюте.
Что еще меняется?
Ранее Национальный банк внес изменения в порядок осуществления лизинговой деятельности в Беларуси.
– Есть решение Нацбанка, которое требует оценивать предел допустимой кредитной нагрузки для физлица перед одобрением договора лизинга. Если ежемесячные задолженности перед кредиторами, заимодавцами, банками по имеющимся ранее взятым обязательствам превышают 40% его среднего заработка, то лизинговые компании обязаны отказывать в лизинге, – рассказал Сергей Михневич.
Банки работают с этой нормой с 2018 года, а с 1 марта 2025 года таких требований обязаны будут придерживаться и лизинговые компании.
– Если раньше банки отказывали в кредите, то люди шли в лизинговые компании и оформляли договоры, по которым, кстати, весьма исправно платили, а сейчас такой возможности не будет, – пояснил Сергей Михневич.
Также постановлением Совмина №50 от 28 января 2025 года увеличены ставки утилизационного сбора при импорте автомобилей. В соответствии с документом, для юрлиц утильсбор на легковые авто вырос примерно в два раза. Для физлиц на автомобили, с даты выпуска которых прошло до трех лет включительно, ничего не изменилось. В то же время для транспортных средств возрастом более трех лет ставки утильсбора на машины, ввозимые физлицами для личного пользования, увеличились.
– Сказать однозначно, как увеличение утильсбора, распространение нормы в 40% ПДН (показатель долговой нагрузки) на лизинговые компании и отмена псевдовалютного лизинга скажутся на объемах продаж, нельзя. Но любые ограничения скажутся на рынке отрицательно, – пояснил Сергей Варивода.
Он также отметил, что степень влияния трех нововведений пока четко оценить нельзя, но ожидания автодилеров скорее негативные. В БАА опасаются, что наметившийся в прошлом году восстановительный рост продаж автомобилей в 2025-м может быть заметно ниже.