В Беларуси постановлением Совмина №50 от 28 января 2025 года увеличены ставки утилизационного сбора при импорте автомобилей. В соответствии с документом, для юрлиц ставки утильсбора на легковые авто выросли примерно в два раза. Для физлиц на автомобили, с даты выпуска которых прошло до трех лет включительно, ничего не изменилось – ставка 544,5 рубля. В то же время для транспортных средств возрастом более трех лет ставки утильсбора на машины, ввозимые физлицами для личного пользования, увеличились с 816,7 рубля до 1089 рублей.
Как новшества повлияют на объемы продаж и цены на автомобильном рынке, Myfin.by узнал у коммерческого директора МАХ УК «Атлант-М» Сергея Федоренко и генерального директора компании «Активлизинг» Сергея Михневича.
Основные изменения
Согласно постановлению Совмина, опубликованному на официальном правовом интернет-портале, для юрлиц ставки утильсбора на легковые авто выросли для некоторых видов транспорта примерно в два раза. К примеру, для новых электромобилей ставка увеличится в 2,1 раза и после опубликования документа составит 1148,86 рубля.
Документом гибриды лишены льгот по утильсбору, и его размер для этих авто и машин с ДВС теперь определяется объемом двигателя.
Для авто с мотором до 1 литра он составит 6 365,57 рубля, до 2 л (самый распространенный на рынке вариант) – 23 575,91 рубля. И если для таких машин с ДВС ставка выросла в 2 раза, то для гибридов – сразу в 43 раза.
При импорте новых машин с объемом двигателя от 2 до 3 литров утильсбор равен 66 248,51 рубля, с мотором от 3 до 3,5 л – 76 068,86 рубля.
При этом ставки для аналогичных машин старше 3 лет еще выше: электромобили – 2 757,36 рубля, малолитражки – 16 249,5 рубля, ходовые машины с двигателем 1-2 литра – 41 471,55 рубля, при объеме в 2-3 литра утильсбор равен 100 301,81 рубля, а за подержанные с двигателем от 3 до 3,5 л придется заплатить 116 459,46 рубля.
Выбор станет меньше?
По мнению генерального директора компании «Активлизинг» Сергея Михневича, многие годы возглавлявшего Белорусскую автомобильную ассоциацию, это решение белорусских властей однозначно повлияет на широту выбора моделей на рынке.
– Результатом станет перераспределение среди лидеров продаж, уменьшение модельного ряда автомобилей, которые смогут позволить себе покупатели новых авто. Выбор модели будет сведен к минимуму, так как льгот по утилизационному сбору лишатся многие производители, достаточно широко представленные на белорусском рынке. Оставшиеся серьезно подорожают, – отметил Сергей Михневич.
По мнению эксперта, после повышения ставок утильсбора безоговорочным лидером продаж станет завод «БелДжи». Кроме того, аналогично большими объемами будут продаваться автомобили «Лада».
– Все остальные модели, даже те, что сегодня производятся на заводах в России, к сожалению, по имеющейся информации, подпадают под новые ставки утильсбора и, следовательно, станут менее доступны. И это сильно ударит по объемам их продаж и доле на рынке. Выбор сузится, а машины подорожают, – считает Сергей Михневич.
Коммерческий директор МАХ УК «Атлант-М» Сергей Федоренко такое мнение в оценке грядущих перемен на белорусском авторынке не разделяет.
– В сегменте рынка новых авто с ДВС снизится доля официального импорта как из-за пределов ЕврАзЭС, так и из стран ЕврАзЭС (в связи с отменой льготной ставки), подрастет доля «БелДжи»/Geely, а также автомобилей российских марок, по которым, видимо, не будет взиматься утилизационный сбор в Беларуси, – уверен он.
По мнению генерального директора компании «Активлизинг» Сергея Михневича, постановление №50 повлияет на сегменты рынка в разной степени. Наименьшее влияние оно окажет (хотя сбор увеличится в два раза) на рынок электромобилей. Причина – в скромном номинальном увеличении утильсбора для «электричек».
Сергей Михневич считает, что повышение ставок утильсбора увеличит объем «параллельного ввоза».
– Практика импорта авто физлицами по серым схемам будет процветать, – уверен он. – Дело в том, что продолжает действовать 140-й указ, согласно которому отдельные категории граждан могут ввозить авто из-за рубежа с уплатой 50% таможенных пошлин. Предполагаю, что повышение/введение утильсбора ударит по официальным каналам поставки автомобилей в Беларусь.
По словам Сергея Федоренко, можно выделить два ключевых аспекта в изменении ставок утилизационного сбора.
– Первый – значительный рост ставок утильсбора при импорте автомобилей с ДВС юрлицами. В легковой группе рост примерно в 2 раза, для легкой коммерческой техники – примерно на 70%.
Второй – приравнивание последовательных гибридов по уровню ставок не к электромобилям, как было ранее, а к автомобилям с ДВС, – пояснил он.
Эксперт при этом добавил, что, несмотря на увеличение утильсбора, для электромобилей ставки остаются символическими по сравнению с другими авто.
Важной тенденцией рынка станет перераспределение сегмента «зеленых номеров» между чистыми электромобилями и гибридами.
– В последние месяцы 2024 года, по нашим данным, продажи гибридов превышали продажи электромобилей. Сейчас продажи электромобилей возрастут, последовательных гибридов – снизятся, – отметил Сергей Федоренко.
Склады заполнены
Насколько же упадут или вырастут продажи в каждом из сегментов авторынка?
– Для всех марок ситуация будет разной. Сильнее всего повышенный утилизационный сбор повлияет на наиболее бюджетные импортные автомобили, а также на автомобили с объемом двигателя более 2 литров и последовательные гибриды, – считает коммерческий директор МАХ УК «Атлант-М».
Изменения будут происходить не одномоментно, а в течение нескольких месяцев.
– Так, на данный момент на территории страны на складах уже находится значительное количество импортных автомобилей, ввезенных по старым правилам, тех же последовательных гибридов. Они будут распродаваться как минимум в феврале-марте, скорее всего, по существующим ценам, – заявил Сергей Федоренко.
Сергей Михневич считает, что ставки утильсбора резко увеличены для того, чтобы стимулировать продажи авто белорусского производства. Ведь на российском рынке, ранее поглощавшем продукцию завода рядом с Жодино в больших объемах, вполне вероятно, возникли определенные трудности.
Как сообщалось, в России на складах автодилеров скопилось около 700 тысяч непроданных машин. Это почти вдвое выше уровня начала 2024 года.
При этом директор российского агентства «Автостат» Сергей Целиков оценил размер нераспроданных складов в 600 тысяч авто, более 400 тысяч – из Китая, 100 тысяч – российские марки. Еще порядка 100 тысяч, по его словам, – это коммерческие авто, средние и тяжелые грузовики, автобусы.
Нельзя не отметить, что 700 тысяч нераспроданных новых машин – это более 40% от всего российского авторынка: в минувшем году было продано 1,6 млн авто.
По оценкам гендиректора российского ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Терлюкевича, складских запасов, исходя из объемов продаж в ноябре – декабре, хватит на 4-5 месяцев торговли.
– На фоне ухудшения конъюнктуры рынка в РФ (продажи упали из-за очень высоких процентных ставок по кредитам и лизингу, высокой инфляции и связанному с этим падением реальных доходов) белорусские власти резонно решили максимально обеспечить спрос и реализацию продукции «БелДжи» в Беларуси, – пояснил Сергей Михневич.
По его словам, это решение принято в том числе и потому, что складские запасы в РФ будут распродаваться, возможно, и полгода, а то и более. Причина в том, что дилеры не могут предоставить покупателям доступные программы финансирования по кредитам и лизингу.
В Беларуси ставка рефинансирования заметно ниже. Тем не менее резкое поднятие размера утильсбора для некоторых видов автомобилей делает их покупку весьма затратным делом. Хуже всего дела обстоят с гибридами.
Цены одномоментно не вырастут
– Увеличение утилизационного сбора не означает пропорционального повышения цены автомобиля – импортеры будут работать с ценой заводов и другими расходами, чтобы не перекладывать все увеличение на розничные цены. Поэтому сейчас мы можем прогнозировать направление изменения рынка, но конкретные темпы роста или падения – пока преждевременно, – заявил коммерческий директор МАХ УК «Атлант-М» Сергей Федоренко.
По его словам, надо учитывать, что утилизационный сбор включается в стоимость автомобиля, поэтому на него дополнительно начисляется НДС при реализации.
– Предположим, что все увеличение утилизационного сбора трансформируется в цены, а больше ничего не поменяется (хотя мы уже сказали, что на самом деле ситуация будет несколько иной). Тогда для импортных легковых авто с ДВС с объемом двигателя 1-2 литра прирост может составить до 14 тысяч рублей, – рассказал про подорожание самых популярных моделей Сергей Федоренко.
Белорусы не часто покупали машины с ДВС с двигателем от 2 до 3 литров, а теперь станут делать это еще реже. Ведь, по его словам, удорожание таких авто составит до 40 тысяч рублей. Наверняка станет продаваться больше «электричек», ведь, хотя утильсбор для этого вида авто вырос более чем в 2 раза, на фоне стоимости нового «электроконя» он невелик. К тому же у их «родственников» ситуация диаметрально противоположная.
– Для новых электромобилей (с учетом того, что они освобождены от НДС) прирост цены составит всего лишь около 600 рублей. Гораздо сильнее изменится цена для последовательных гибридов – прирост составит около 23 тысяч рублей, – привел не радующие потенциальных покупателей гибридов данные коммерческий директор МАХ УК «Атлант-М» Сергей Федоренко.
Сергей Михневич считает, что столь резкое удорожание гибридов не выведет вовсе этот вид авто с рынка.
– Но гибриды ждет еще один удар: в разработке, насколько я знаю, законодательные акты, которые лишают их всех льгот. Очевидно, это будет сделано, и вопрос лишь во времени. По информации, гибриды, особенно последовательные, будут уравнены по условиям с автомобилями с ДВС. То есть лишатся льгот по НДС и будут облагаться пошлинами, потеряют зеленые номера, – поделился экс-глава БАА.
Он считает, что в 2025 году будет продано меньше авто, чем в 2024 (если не изменится законодательство).
Подведем итог
Можно сделать вывод, что абсолютное большинство новых автомобилей, продающихся на белорусском рынке, подорожает существенно (ведь чистых электромобилей продавалось очень мало). Кроме того, с рынка пропадут многие китайские авто, заполонившие дилерские центры за 2023–2024 годы.
По существу, выбор для большинства белорусов сузится до двух марок – «БелДжи» и «Лада». Но если Chery и Haval, которые собираются в российской Калуге, выведут из-под действия постановления №50, то их продажи вырастут.
Что касается автомобилей с пробегом, то «бэушки» также подорожают, ведь большинство их конкурентов из автосалонов поднимутся в цене на 2–5, а некоторые и на 12 тысяч долларов.