Хотим мы того или нет, электрокаров на белорусских дорогах становится все больше и больше. Рост их количества, в силу ряда объективных причин, пока не носит лавинообразного характера, но в потоке машин они уже не редкость и в столице, и за ее пределами. Автомобили BYD среди большого количества электричек из Китая выгодно отличают и литий-железо-фосфатная тяговая аккумуляторная батарея серии Blade, исключающая самовозгорание при нарушении ее герметичности или коротком замыкании, и качественный подход к эргономике салона и материалам отделки интерьера, и, не в последнюю очередь, внушительный запас хода на одной зарядке.
Посчитали, на сколько хватает полной зарядки электрокара и каковы затраты на путешествия за городом.
У компании BYD, занимающей первое место по продажам электромобилей в Поднебесной, весьма широкий модельный ряд, в котором есть как очень доступные компактные авто типа BYD Seagull или BYD Dolphin, так и премиальные BYD Tang или BYD Han. Посмотреть на такие машины вживую в белорусской столице уже не проблема, а вот с полноценными тест-драйвами есть вопросы.
Даже с учетом нулевых таможенных пошлин и НДС премимум-модели к числу доступных не отнесешь. Цены на них стартуют от 50 тыс. у.е. в эквиваленте и выше. Ставить такие машины на тест-драйв способны далеко не все продавцы. «Атлант-М Электромобили», любезно предоставивший для теста алый полноприводный BYD Han в максимальной комплектации, – приятное исключение из этого правила.
Готовимся к расчетам
Данная модель популярна у белорусских покупателей и за ее динамические характеристики (до 100 км/ч полноприводный седан разгоняется всего за 3,9 сек.), и за солидную энергоемкость тяговой батареи 85,4 кВтч. Цена вопроса при этом – 52-54 тыс. у.е. в рублевом эквиваленте. Звучит отлично, но куда важнее, как едет автомобиль с максимальной мощностью в 517 л.с. и максимальным крутящим моментом в 700 Нм, сколько может проехать на одной зарядке в реальной жизни, сколько отнимает времени и денег на зарядку тяговой батареи.
В том, что машина может стремительно разгоняться, я убедился еще в момент нашего первого знакомства, а вот по запасу хода эксперимент провести не удалось. Владелец аналогичного седана BYD был ограничен по времени. В итоге и в части пробега на одной зарядке, и в части времени на заряд аккумулятора пришлось полагаться на его слова.
По данным же из технических характеристик, заряд от 30 до 80% емкости батареи у BYD Han All-Wheel Drive в комплектации Exclusive занимает около 30 минут. А на одной зарядке машина с двумя электродвигателями способна проехать до 610 км, но «в комплексных условиях CLTC». Ценник за 1 кВтч на «Маланке» – все те же 49 копеек.
Заряжаемся с 30% до 80%
Забегая вперед, скажу откровенно, в 30 минут вписаться не удалось. И дело не в машине, а в возможностях зарядной станции «Витязь» из сети «Маланка». К радости человека, который оправился тестировать электромобиль по Беларуси без каких-либо переходников с CCS2 или CHAdeMO на GB/T (цена вопроса в случае их покупки – 1300 -2000 у.е. в рублевом эквиваленте либо аренда переходника 40 рублей/день), этот оператор очень оперативно снабдил многие свои станции китайскими разъемами. Максимальная же мощность быстрых зарядок, получивших в дополнение к CCS2 или CHAdeMO кабель с GB/T, осталась прежней – 50 кВтч.
Даже чисто арифметически для заряда 42,7 кВтч, которые, собственно, и составляют тот самый диапазон от 30 до 80% емкости батареи, такой зарядке понадобится более 51 минуты. В реальной же жизни на заполнение 48% тяговой аккумуляторной батареи с 32% до 80 % ушел 1 час и 55 секунд, т.к. реально выдаваемая мощность зарядной станции колебалась в районе 42- 44 кВт. Ну и на «разгон» «Витязя» до подобных величин ушло около 7-9 минут.
Так что о паспортных 30 минутах зарядки с 30 до 80% забудьте и планируйте времени вдвое больше. К слову, оставшиеся 20% станция заряжала еще 25 минут 52 секунды, снизив скорость «на последних метрах дистанции», чтобы не нагружать батарею. В итоге на заряд BYD Han от 32% до 100% суммарно ушел 1 ч 26 минут 47 секунд, после которого автомобиль пообещал, что 100% емкости батареи ему хватит на 601 км пути. Что же, посмотрим…
Режим «хард» для электрички
Не подумайте плохого, это не жесточайшее бездорожье или подъем в гору с 5 пассажирами и 4 мешками картофеля на борту. С премиальными электрокарами все иначе.
В отличие от машин с традиционными ДВС у них самый затратный в плане потребления энергии режим – загородная езда на скоростях плюс/минус 120 км/ч, с частыми ускорениями и стремительными обгонами. Утренний субботний трафик на М1 в сторону Бреста в немалой степени этому способствует.
Количество пассажиров в нашем случае – 3 человека, я в качестве водителя, плюс поклажа в виде 4 рюкзаков. Дополняет эту картину включенный на минимальную температуру трехзонный климат-контроль. На улице 28 градусов тепла, и отказываться от такой опции в машине стоимостью более 50 тыс. у.е. было бы странно.
После сбора пассажиров по городу и 50 км по МКАД пополняем заряд батареи на 7,81 кВтч до 100 % за 3,83 бел.руб. и в путь.
Сладкое чувство превосходства в мощности и то, о чем забывать не стоит
Потрясающая динамика мощного электрокара – то, что греет душу уже в первые минуты езды на BYD Han All-Wheel Drive. Даже на мощные суперкары, коих на белорусских дорогах совсем немного, эта машина позволяет смотреть свысока. 3,9 секунды до 100 км/ч – абсолютно реальная величина, которой в повседневной эксплуатации 99% драйверов хватит за глаза.
Проблема кроется в другом: большинство водителей, на куда более скромных в части разгона авто, даже не подозревают об ураганной динамике BYD Han и часто совершают маневры, при которых рассчитывают на куда меньшую прыть соседей по потоку. Винить их в этом глупо, куда разумнее двигаться в общем для всех темпе, используя для стремительных обгонов и опережений стопроцентно безопасные возможности. Ехать на электрокаре в одном потоке с обычными авто совсем несложно, при этом потенциал у такой машины в разы выше.
Даже легким нажатием на педаль акселератора BYD Han позволяет при необходимости в считанные мгновенья обогнать сразу несколько автомобилей в потоке, причем с любой скорости. Моя же задача в ходе тест-драйва куда прозаичнее – просто преодолевать расстояние, как я бы это делал на своем личном авто, без каких-либо компромиссов в части скорости движения. Разрешено 120 км/ч, едем 120. Требуется 80 км/ч – едем 80. И так около 152 км.
Промежуточные итоги
Промежуточный итог подобной езды – расход 48% емкости тяговой батареи, откуда напрашивается простой вывод, что хватит ее при подобном режиме загородной езды на 320 с небольшим километров пути. Что очень похоже на правду, т.к. показатель среднего расхода энергии за последние 50 км пути – 26,1 кВтч/100 км. Забегая вперед, стоит заметить, что это был максимальный средний расход, показанный за все 600 км езды на BYD Han, но, как говорится, из песни слова не выкинешь.
Имея в остатке 52%, просто вернуться в Минск наверняка можно, особенно если переключить рекуперацию с режима Standart на Large, а электродвигатели с режима Sport на ECO, но у нас иные планы. Посему едем к очередной быстрой зарядке с кабелем, рассчитанным на GB/T разъем. И тут в незнакомой локации возникает резонный вопрос к «Маланке», почему бы не привязать карту своих ЭЗС к навигатору. Алгоритм, по которому ты смотришь, где ближайшая зарядка на карте оператора, привязанной к карте Яндекса, без определения того, где находится машина, откровенно странный. Из-за чего приходится вводить адрес ЭЗС в штатный навигатор, и только после этого получаешь маршрут до заветной «розетки».
Она, ко всеобщей радости, у торгового центра, где можно и кофе выпить, и за пиццей посидеть. На это уходит 45 минут, за которые машина вновь заряжается до 100 %. С точки зрения обывателя, такой формат расположения быстрой зарядки очень удобен. Ну а мы продолжаем путешествие, детально изучая BYD Han All-Wheel Drive.
Как же он едет, и чего не хватает в опциях?
И в части управления, и в части комфорта электромобиль практически не в чем упрекнуть. Автомобиль хорошо рулится и уверенно держит дорогу. Активная подвеска DiSus-C отлично отрабатывает все виды неровностей и не дает развиваться раскачке кузова на волнах асфальта. Клиренс в 150 мм при полной загрузке, даже при внушительной колесной базе и больших свесах, позволяет уверенно ехать не только по асфальту, а и по грунтовым дорогам.
Шумоизоляция ВYD Han тоже на высоте, хотя до уровня немецких премиум-брендов не дотягивает. Подводят звуки из зоны задних колесных арок.
Касаемо разного рода опций, в машине есть почти все (нет лишь доводчиков дверей и массажа), включая караоке-микрофон. Интерфейс мультимедиа в BYD самый удачный. Тут и открытый Android с Google и YouTube, и простая привязка машины к телефону, и навигация, и нормальный английский язык, и интернет-радио.
Штатная беспроводная зарядка для телефона позволяет забыть о проводах. Пульт управления климатом, люком, шторкой и даже сиденьем переднего пассажира в заднем подлокотнике дает максимум возможностей пассажирам, сидящим сзади.
Память водительского сиденья, обогрев и вентиляция мест для пассажиров, поворотный экран с диагональю 15,6“, атмосферная подсветка и светодиодные светильники по всему салону…
Перечислять начинку максимальной комплектации BYD Han Exclusive можно бесконечно долго. Однако куда важнее, что все это отменно работает и доставляет положительные эмоции и водителю, и пассажирам электрокара.
Моменты требующие привыкания
Таковые в BYD Han тоже есть. В первую очередь, это малое количество физических кнопок управления различными вспомогательными системами автомобиля. Посылать львиную долю команд через сенсорный экран, как в Tesla, нужно приноровиться. Это порой довольно сильно отвлекает от дороги, когда вы находитесь в движении. Частично данный момент призваны скомпенсировать разнообразные электронные помощники водителя типа активного круиз-контроля, слежения за дистанцией, контроля полос движения и т.п. Их много, и они почти готовы заменить водителя, от которого порой требуется лишь держать руки на руле, но не всех подобный подход устроит.
Я как раз из таких. 34 года управляю различными автомобилями и получаю от этого удовольствие. BYD Han мне его доставил, даже после того, как большинство помощников было деактивировано, через тот же сенсорный дисплей. Это, пожалуй, главное достоинство автомобиля.
За что стоит похвалить?
Проехав 601 км на чистом электрокаре без каких-либо проблем с зарядками, я готов снять шляпу перед производителем автомобилей, даже с учетом того, что заявленный и реальный пробег по итогу не сошлись на 40%.
Не имея уверенности в реальном пробеге машины на одной зарядке, получив машину на тест с 32% заряда, на протяжении 2 дней я заезжал на ЭЗС 4 раза. Провести рядом с ЭЗС в итоге пришлось 3 ч 1 мин. По факту же даже в «хард» режиме тестируемому автомобилю с 85,4 кВтч хватило бы менее 2 зарядок, но они были бы столь же долгими. Расходы на покупку энергии на быстрых зарядках при этом составили 67,15 руб., или 11,19 руб/100 км, что эквивалентно 4,74 л/100 км. И это у машины премиум-класса с мощностью в 517 л.с., способной разгоняться до сотни за 3,9 секунды.
Среднее потребление энергии в режиме «хард», когда и водитель, и пассажиры ни в чем себе не отказывали, по окончанию тест-драйва составило 22,84 кВт/100 км. И это, как минимум, повод задуматься об электромобиле.
Уступая в дальности хода бензиновым и дизельным собратьям, он проще в обслуживании, динамичнее, надежнее и дешевле в эксплуатации. При нынешнем же уровне цен на машины с ДВС электрокары, подобные BYD, – уже альтернатива былым кумирам. Протестированный Han All-Wheel Drive от «Атлант-М Электромобили» – наглядное тому подтверждение.