Валютные депозиты: в мае – убыточны, в июне – сверхвыгодны

Валютные депозиты: в мае – убыточны, в июне – сверхвыгодны

В мае доллар подешевел в Беларуси совсем незначительно – лишь на 1,2% годовых, что меньше ставок многих срочных вкладов в иностранной валюте, особенно безотзывных и на долгий срок, меньше средней ставки по всем действующим депозитам (в мае – 2,6% годовых). Это дало возможность долларовым депозитчикам прирастить рублевый эквивалент своих вкладов. Однако роста покупательной способности долларовых вкладов не произошло: процент инфляции в мае был выше совсем небольшого процента номинального прироста их Br-эквивалента.

Ведь падение доллара при низких процентах по депозитам приводит к обесценению валютных сбережений, падению их реальной стоимости, когда Br-эквивалент долларового вклада уменьшается, и сам рубль еще обесценивается инфляцией.

Зато в июне ситуация кардинально изменилась: доллар сильно подорожал, рублевая прибыльность долларовых срочных вкладов достигла 50% (по состоянию на 25-е число). Такой сверхдоходности валютных депозитов физлиц не было давно, как и такого их преимущества над рублевыми, которые в июне оказались сильно убыточными в долларовом эквиваленте.

Многомесячная невыгодность валютных вкладов привела к потере интереса к ним со стороны населения, что наряду с кризисным падением реальных доходов (в результате чего значительных объемов текущих накоплений, для длительного хранения которых, как правило, и используются срочные валютные депозиты, у белорусов остается все меньше) привело к оттоку денег с таких депозитов. Поэтому в мае сокращение остатков валюты на срочных вкладах физлиц продолжилось, а чистый отток длится уже 19 месяцев, что является беспрецендентным падением.

Но, несмотря на 1,5 года этого падения, оставшийся объем валютных вкладов физлиц все еще очень высок: их удельный вес в широкой денежной массе – 36,9% (самая значительная ее составляющая), в иностранной денежной массе – 54,8%, а в общем объеме банковских сбережений населения – 79,9% (от всей массы срочных вкладов физлиц).

Проценты по валютным депозитам продолжают обновлять исторические минимумы

Средние по стране процентные ставки по новым (открытым в отчетном месяце) срочным вкладам физлиц в иностранной валюте по всем срокам размещения в мае не изменились, и составили 1,8% годовых, третий месяц подряд.

В разрезе сроков размещения изменились только средние за месяц ставки по «коротким» (на срок до 1 года) вкладам: они снизились до 1,4% годовых. Проценты по «длинным» (на срок свыше 1 года) депозитам остались на уровне 2,3% годовых.

То же – и в разрезе возможности досрочного закрытия срочных вкладов: средние по стране ставки по новым безотзывным депозитам в мае упали до 2,4% годовых, по безотзывным же сохранились без изменений (1,3% годовых).

А вот средняя по стране процентная ставка по всем текущим, уже действующим срочным валютным вкладам в мае вновь обновила свой исторический минимум, снизившись до 2,6% годовых, так как доля новых, все менее доходных, срочных инвалютных вкладов в общей массе действующих депозитов становится с каждым месяцем все больше. Поэтому и в дальнейшем будет происходить снижение этого среднего показателя.

За последние годы доходность срочных валютных депозитов физлиц снизилась в разы. Максимумы последнего 10-летия были в 2009-м году (свыше 11% годовых) и в конце 2011-го – начале 2012-го (8,5-9 % годовых).

Доллар в Беларуси в мае немного подешевел, но в июне резко подорожал

За май доллар в Беларуси подешевел незначительно, на 0,10% (с 1,8692Br/$ в конце апреля до 1,8673Br/$ в конце мая, по последним в месяце торгам на БВФБ). Но с середины июня стал резко дорожать, и за несколько дней преодолел отметку в 1,93 Br/$. В пятницу 23-го он, однако, чуть сдал, «уйдя на выходные» по 1,9284 Br/$: с начала июня доллар вырос на 3,48%.

В результате июньского всплеска доллар вернулся к своей стоимости в Беларуси почти 5-месячной давности, прервав длительный тренд падения, апогеем которого стал курсовой минимум 16 мая.

Майское падение доллара – 1,2% годовых, а июньское его удорожание – почти 48% годовых (по состоянию на 25-е число). Последний раз такой рост курса доллара в Беларуси, как в июне, был в ноябре 2016-го по итогам месяца.

USD-вклады в мае были убыточными, но в июне – уже очень прибыльными

Средняя по стране ставка по всем действующим срочным вкладам физлиц в иностранной валюте (2,6% годовых) обеспечила прирост тела долларового вклада в мае на 0,217%. Но падение курса доллара в том месяце на 0,10% снизило рублевую прибыль долларового вклада до менее чем 0,12% за месяц, что всего лишь 1,4% годовых.

Так, на $1000 срочного депозита банком начислено за май $2,17 (по ставке 2,6% годовых: средней майской по всем текущим срочным валютным вкладам физлиц), и рублевый эквивалент этого, уже приращенного банком, депозита, вырос незначительно – с Br1869,2 в конце апреля (= $1000 * 1,8692 Br/$, курс БВФБ конца апреля) до Br1871,4 в конце мая ($1002,17 * 1,8673 Br/$, курс БВФБ конца мая), то есть на 0,118% выше, что и есть +1,4% годовых.

Но инфляция, составившая в мае 0,28%, полностью срезала даже этот небольшой номинальный прирост вклада, снизив его покупательную способность: в конце апреля на сумму $-депозита можно было приобрести потребительских товаров и услуг больше, чем на уже приращенный процентами этот долларовый вклад в конце мая.

Однако в июне сильное удорожание доллара (на 48% годовых по состоянию на 25-е число), наконец, сделало инвалютные вклады очень выгодными, с рублевой прибыльностью более 50% годовых, чего давно не было.

Наибольшие прибыли, сильно увеличивавшие покупательную способность $-вкладов, были в девальвационные месяцы и достигали сотен процентов годовых. Реальные убытки в первые 4 года посткризисного периода (в 2012-15 годы) долларовые вкладчики подсчитывали всего лишь несколько раз, но в последние 2 года – чуть ли не каждый месяц.

В мае продолжилось снижение остатков средств населения на инвалютных вкладах

После частых и сильных девальваций белорусского рубля многие вложились в иностранную валюту, и объем инвалютных вкладов населения в банках стал огромный. Но уже 1,5 года продолжается беспрецендентное их снижение. За эти 1,5 года остатки сократились уже более чем на $1 млрд, в том числе за май – на $34 млн.

В итоге, на конец мая их объем составил $6,819 млрд. Это уровень конца 2013-го. Тогда как исторический максимум (был в конце августа 2015-го) остатков, после которого и пошло падение, – $7,844 млрд.

Многолетняя динамика остатков средств населения в иностранной валюте на срочных депозитах в банковской системе страны представлена на диаграмме. Как видно, наиболее интенсивное депонирование валюты происходило в период после девальвационного 2011-го, в 2012-15 годах.

Чистый отток валюты с валютных депозитов физлиц длится уже 19 месяцев

Исходя из средней ставки по всем действующим (текущим) срочным депозитам физлиц в иностранной валюте в мае (2,6% годовых) и объема валютных вкладов на начало отчетного месяца ($6,853млрд), расчетная сумма начисленных за май по всей стране процентов по депозитам – $15 млн, которые, в основном, снова рекапитализированы во вклад.

И с учетом валового снижения остатков за месяц (на $34 млн), получается, что в мае был чистый отток валюты с вкладов в $49 млн. Май 2017-го – 19-й подряд месяц чистого оттока валюты с вкладов (прирост остатков в январе 2017-го был обеспечен исключительно капитализацией начисленных процентов).

Исторически максимальный чистый отток был в апреле-июне 2011-го, когда чистый вынос за эти 3 месяца составил $1,18 млрд, а из недавнего сильнейшие чистые оттоки были в январе 2015-го ($156 млн), феврале 2016-го ($144 млн) и мае 2016-го ($133 млн). Максимальный же объем чистого притока валюты за месяц был в декабре 2008-го ($350 млн), октябре 2011-го ($254 млн) и июле 2013-го ($242 млн).

Цифры – расчетные (Нацбанк не предоставляет информацию о сумме начисленных и капитализированных процентов), но по ним можно судить о векторе текущей динамики и настроениях вкладчиков.

Срочных инвалютных вкладов физлиц в ИДМ все еще больше половины

Удельный вес срочных валютных вкладов населения в иностранной денежной массе, в сумму которой входят переводные и срочные депозиты физ- и юрлиц в иностранной валюте, депозиты в драгметаллах и ценные бумаги в иностранной валюте вне банковского оборота, составил в конце мая 2017-го 54,8%.

А с учетом остатков на переводных инвалютных депозитах физлиц доля средств населения в инвалютной денежной массе – 59,2%. За 20 лет она выросла почти вдвое: иностранная валюта от населения в банковской системе Беларуси стала играть важнейшую роль.

Доля срочных инвалютных вкладов физлиц в ШДМ падает

С сокращением остатков средств населения на срочных валютных вкладах их удельный вес в широкой денежной массе М3 (ШДМ) снижается уже более года после достижения максимума в январе 2016-го (46,0%), и на конец мая 2017-го составил 36,9%. И все же, депонированная населением в банки иностранная валюта остается наибольшей составляющей ШДМ. Для сравнения, доля срочных рублевых депозитов филиц в М3 – 9,3%, а всей рублевой денежной массы М2 – 32,6%.

Удельный вес валютных вкладов в сумме срочных вкладов физлиц снижается

Снижение остатков средств населения на срочных инвалютных депозитах при одновременном росте остатков на рублевых привело к падению удельного веса инвалютных вкладов в общем объеме срочных депозитов физлиц. Тем не менее, доля инвалютной части остается чрезвычайно высокой: на конец мая 2017-го депозиты физлиц в иностранной валюте – это 79,9% всех срочных вкладов населения.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Текст: Максим СЕРЕДА, фото: Владимир СТАТКЕВИЧ
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все