«Контрсанкции против ЕС – это выстрел даже не в ногу, а экономическое самоубийство» – эксперт

«Контрсанкции против ЕС – это выстрел даже не в ногу, а экономическое самоубийство» – эксперт
Фото: Павел Береснев, координатор KEF по связям со СМИ
Фото: Павел Береснев, координатор KEF по связям со СМИ

Наши соседи – Литва, Латвия и Польша, вводят против белорусских властей санкции. В ответ Александр Лукашенко пригрозил сделать то же самое. Насколько легко Беларусь может отказаться от клайпедского порта? На что похожи угрозы закрыть границу для товаров из ЕС? Какова вероятность белорусских контрсанкций?

АЭС и списки

Страны Балтии приняли единогласное решение не покупать у Беларуси электроэнергию после запуска АЭС. Это решение не связано напрямую с выборами, но укладывается в общую линию поведения наших соседей. Ведь до того они признали выборы нечестными и несправедливыми, и сделали невъездными 30 белорусских чиновников во главе с Александром Лукашенко, ответственных за фальсификации и насилие над протестующими.

Если запрет на въезд для чиновников ощутимого урона экономике страны не принесет, то вот отказ от покупки электроэнергии ударит наотмашь.

Зажрались, и вякают из-под забора

«Вот мы им сейчас покажем, что такое санкции. Если они еще в Китай и Россию через нас барражировали, сейчас они будут летать или через Балтику или Черное море торговать с Россией и прочее. А по санкционной продукции - пусть даже не мечтают. Мы им покажем, что такое санкции… Они зажрались и забыли, что такое Беларусь… Мы им покажем, что такое санкции», – заявил Александр Лукашенко в ответ на введение соседями санкций.

И поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. «Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30 % литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», – пригрозил он. «Им дали команду «фас», они и вякнули из-под забора. Я так это и оцениваю», – заявил Лукашенко, и добавил, что может закрыть границу «под Брестом и Гродно».

Старая (и дорогая) пластинка

Вероятность вышеозначенных «контрсанкций» специально для Myfin.by оценил экономист, старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

– Оценивая вероятность отказа от отлаженного за многие годы варианта отгрузок белорусских калийных удобрений и нефтепродуктов через балтийские порты, скажу, что она видится невысокой.

Речь не идет о том, что экспорта через Балтику не будет. Разговор о том, что плата за логистическую составляющую этого экспорта будет существенно выше, если грузопоток будет перенаправлен из клайпедского порта в калининградский. Эта история не нова – речь о подобной «переориентации» велась в 2014-15 годах, как раз в ту пору, когда заключался договор о Евразийском союзе.

Фото носит иллюстративный характер, источник: ru.delfi.lt

Тогда из уст разного калибра чиновников звучали слова о том, что белорусские грузы будут перенаправлены из порта ЕС в порт ЕАЭС. Но поскольку за 6 лет ничего в этом плане не было сделано, то неизменность белорусского транзита через ту же Клайпеду говорит о том, что это в первую очередь невыгодно Беларуси. Издержки по перевозке грузов в Калининград значительно выше, и об этом неоднократно сообщалось, в том числе и официальными источниками.

Даешь Северную Корею в Европе!

– Что касается «недопуска» польских и литовских товаров (прежде всего – продуктов питания), попадающих под российские санкции – то это выглядело комично. Лукашенко по сути подтвердил правоту обвинений, которые РФ долгие годы выдвигала в адрес белорусских властей – о том, что они прекрасно осведомлены о «санкционке», которая идет через Беларусь в Россию.

Если речь идет о том, чтобы закрыть границу вовсе, то я в это не верю от слова «совсем». По сути, это попытка организовать «Северную Корею» в Европе. Не думаю что это возможно, потому что базовые составляющие белорусского экспорта – это калийные удобрения и нефтепродукты.

Экономическое самоубийство

– Если по первым поставки в Евросоюз не так велики – наши основные покупатели это Китай и Индия, то углеводороды и продукты из них – это не в последнюю очередь поставки в страны Евросоюза, или через них. И этот бизнес важен для экономики страны. И закрытие границы – это выстрел даже не в ногу, а ближе к сердцу.

Фото носит иллюстративный характер, источник: pixabay.com

К тому же, если Лукашенко перекроет границу для товаров из стран ЕС, незамедлительно последует симметричный ответ Евросоюза. Первый шаг ударит по белорусскому транзиту, второй – оставит наших экспортеров без европейского рынка – второго по объему товарооборота для Беларуси, а для многих товаров – основного рынка сбыта. Это самоубийство белорусской экономики.

Что в итоге?

В 2019 году объем белорусского экспорта через клайпедский порт был рекордным: 14,1 миллиона тонн (30,5%) пришлись на белорусские грузы. Вряд ли услуги по их транзиту, перегрузке и т.д. дают Литве даже 1 % от бюджета. Это подтвердили и европейские экономисты.

По словам Нериюса Мачюлиса, главного экономиста Swedbank, Лукашенко ошибся в оценке в 1000 раз. «Белорусские товаропотоки формируют не 30 % литовского бюджета, а около 0,03 %», – написал он на своей страничке в Facebook. Отметим, что принятый Сеймом Литвы государственный бюджет на 2020 год подразумевает доходы в размере 11,559 млрд евро.

Еще один эксперт, главный экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас, привел данные, подтверждающие слова Мачюлиса. «Весь литовский экспорт транспортных услуг в Беларусь (включая и дорожный транспорт) в 2019 году составил 380 млн евро, то есть около 0,8% ВВП», – заявил он.

Фото носит иллюстративный характер, источник: pixabay.com

Кроме того, отказ от транспортировки калийных удобрений через клайпедский порт ударит и по белорусским доходам, так как Biriu kroviniu terminalas (ВКТ, Терминал насыпных грузов), занимается практически только этим – 98 % всего оборота BKT составляет солигорская соль. А предприятие на паях принадлежит Игорю Удовицкому и «Беларуськалию» (30%).

Отметим, что калининградский порт не сравнить с клайпедским не только по инвестициям (литовцы вкладывают в предприятие миллиарды евро, постоянно обновляя его), но и по объему грузоперевозок.

В 2019 году через клайпедский морской порт прошло 46,5 млн тонн грузов, через калининградский – 14,1 – как раз столько, сколько белорусы переправили через Клайпеду. Смогут ли в Калининграде безболезненно удвоить свои обороты? Вызывает серьезные сомнения.

Есть еще Усть-Луга – построенный у границы России с Эстонией гигантский современный порт (в 2019 году – 98,7 млн тонн). Но до него везти калийную соль и нефтепродукты гораздо (на несколько сотен километров) дальше. Это точно обойдется белорусским компаниям в миллионы рублей.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Текст: Антон Зарудницкий
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все