Будем умными – поучимся на ошибках других. Украина наделала столько ляпсусов в экономической политике, что на полмира хватит. Грешно не воспользоваться, зная, какую цену обыкновенные украинцы заплатили и продолжают платить за своих распорядителей чужого (политиков и чиновников). Воспользуемся фактами и выводами лондонского мозгового центра Legatum Institute.
В начале июля 2014г. он опубликовал доклад «Ограбление Украины: как Восток и Запад создали команду для того, чтобы украсть страну» (Looting Ukraine: How East and West Teamed up to Steal a Country). Авторитетные аналитики представляют шокирующие факты, которые указывают на глубокую деградацию государственных и общественных институтов Украины. Они имели место до Революции достоинства начала 2014 года. Поскольку большинство полисимейкеров, номенклатуры, работников органов правопорядка и судов осталось на месте, вероятность рецидива воспроизведения коррупции национального масштаба остаётся высокой.
Не египетская пирамида на Днепре
По мнению Института Легатум, «украинская коррупция стала пирамидой: взятки текли вверх. Чиновники платили своим начальникам». Лидеры оранжевой революции В. Ющенко и Ю. Тимошенко также виноваты в создании такой системы. Два элемента украинской экономики способствовали превращению коррупции в институциональную гангрену – зависимость от российского газа и доступ к западных оффшорным банкам. Зависимость Беларуси от российских энергоресурсов ещё больше, а белорусские распорядители чужого (политики и чиновники) так же легко могут пользоваться западными финансовыми «помойками», как украинцы, китайцы или россияне.
Более чем за 20 лет независимости Украина не только не снизила зависимость экономики от российских энергоресурсов. Её «крепкие хозяйственники» ещё больше усугубили положение. «К 2013 году Украина была одним из самых неэффективных потребителей энергии в мире. Она использовала энергии более чем в 30 раз больше на производство каждого доллара ВВП, чем Япония и почти в два раза больше, чем Россия, и даже больше, чем Ирак».
Полисимейкеры при поддержке интеллектуальных элит строили свои личные состояния на обломках коммунистической системы и обнищании людей. Они поставили страну в режим хронических недоделок, постоянных законодательных переделок. Украинские распорядители чужого с удовольствием взялись создавать у себя западное государство всеобщего благосостояния (welfarestate). Только всеобщим получилась коррупция, а благосостояние сконцентрировалось в руках могучей кучки кланов. Они зарабатывали миллиарды для неэффективности экономики и на перераспределении российского газа и нефти. На начало 2000-ых практически все политические состояния Украины были построены на этих коммерческих темах.
В 2002г. компания Дмитрия Фирташа EuralTransGas (ETG) выигрывает контракт на поставку 36 млрд. м3 российского газа в Украину. Бизнесмену заплатили газом (13,7 млрд. м3), а не кэшем. На европейском рынке он стоил $1,5 млрд. Фирташ-посредник озолотился. Аналогичную функцию выполняли структуры других политических фаворитов (Республика, Итера, РосУкрЭнерго). РосУкрЭнерго – продолжение грабежа украинцев. Совладельцем этой структуры был Газпром. Выручка оседала в оффшорах, структура собственности которых была покрыта тайной. Интересы энергетических баронов были превыше национальных интересов Украины, тем более благополучия пенсионеров, учителей или врачей.
На ровном месте украинские и российские государственные энергетические монополии создавали структуры-прокладки, чтобы наживаться за счёт украинских потребителей. Они кровно были заинтересованы в том, чтобы заморозить модернизации энергосистемы. Чем хуже она работа, тем больше нужно было импортировать газа, тем больше денег на энергетическом посредничестве зарабатывали энергобароны. «Ресурсы Газпрома, украинского Нафтогаза и Туркменистана были направлены в карманы патронов компаний. Их управляющие были связаны с самыми высокими уровнями власти в Киеве и Москве».
Западные соучастники
Западные банки редко отличаются высокими этическими стандартами при операциях с деньгами из стран бывшего Советского Союза. Развитые страны у себя дома превратили налоговые системы в непроходимые дебри. Богатые и политически влиятельные придумали, как цивилизованно уходить от налогов и оставаться достопочтенными гражданами и предпринимателями. Вместо того чтобы бороться за снижение налогов для всех, они придумали себе оффшоры с таким юридическим прикрытием, что ни один суд не подкопается.
Украинские олигархи, естественно, воспользовались услугами современного финансового рынка. Фирташ выбрал Венгрию для регистрации ETG. Она обслуживалась в австрийском Райфайзен банке. Для канализации денег в карманы «слуг народа» использовались структуры, зарегистрированные в Нидерландах, США, Австрии, Швейцарии, Великобритании и многих других «солнечных местах для теневых людей». Украинские олигархи наслаждались системой защиты прав собственности Запада, а свою страну обрекли жить по законам джунглей. По мнению украинских борцов с коррупцией в каждой коррупционной схеме всегда есть оффшорная компания. Институт Легатум жёстко критикует популярные на Западе оффшорные практики, но почему-то не зрит в корень – в высокие налоги в развитых странах, как первоисточник бегства капитала в оффшоры. В первую очередь, нужно ликвидировать мотив бегства капитала. Тогда оффшоры закроются сами собой, по причине сокращения спроса на их услуги. Чтобы это произошло, нужно существенно снижать государственные расходы на самом Западе. Полисимейкеры США и ЕС, mainstreamэкономисты боятся признаться себе и своим избирателям в том, что именно государство всеобщего благосостояния (читай государственный интервенционизм) и поддерживающая его налоговая система являются первопричинами бегства капитала в оффшоры и их популярности у коррупционеров развивающихся стран.
Госзаказ как проклятие страны
Очередной коррупционной темой для украинских кланов стала система государственного заказа. Закон о проведении тендеров и аукционов менялся десятки раз. Распорядители чужого прикрывали своё воровство законом. Объём бюджетных ресурсов, которые через тендеры ежегодно проходили через руки чиновников и их партнёров в бизнесе составляет 50 миллиардов евро. Для общественного контроля было доступно только 20 млрд. Всё остальное – тайна покрыта мраком для обыкновенных граждан и источник безмерного, аморального обогащения для региональных, силовых и отраслевых кланов. По оценке экспертов, ежегодный распил украинского бюджета составлял $15 – 18 млрд.
Коррупция в законе – это когда государство объявляет тендер на $200 млн. В нём участвует шесть компаний, две из которых представляют «Семью». На остальных четырёх насылают налоговую инспекцию и грозят задушить налоговыми проверками. Две фирмы выходят из тендера, а у двух оставшихся находят нарушения в тендерных документах. Например, что размер шрифта 13, а не 14 или что печать не полностью закрыла подпись директора. Победители с высокими ценами и откатными схемами делят куш.
Каждый крал у своего корыта: военные «пилили» деньги на армию и оборону, милиция – на зарплаты милиционерам и техническое оснащение, медицинские кланы грабили ресурсы, выделяемые на систему защиты здоровья, ну а строительные бароны плевать хотели на дороги и качество строительства. При этом ни одной политической партии, ни одному политику в парламенте или на местном уровне не пришло в голову простое предложение по радикальному искоренению коррупции в данной сфере: «Давайте резко снизим объём госрасходов». Раз в Украине нет честных рук политиков и чиновников, давайте сократим объём денег, который у них есть с 50 млрд. евро до 5 млрд. раз в Украине наблюдается острый дефицит высокоморальных политиков, честных судей, добросовестных прокуроров, порядочных милиционеров, тогда государство должно владеть 5% активов и ресурсов страны, а не 50%. Значит, в энергетическом и других инфраструктурных секторах нужно срочно разрушить государственные монополии, продать всё частникам и ликвидировать инструменты принуждении к взяткам и поборам. Пусть энергетический рынок Украины делают специалисты Швеции, Норвегии, Австралии и Финляндии. Для Украины выгодно, чтобы министром энергетики был швед, за приватизацию отвечал сингапурец, а реформу силовых структур – грузин из команды Саакашвили.
Украсть с 20% ВВП гораздо сложнее, чем с 45 - 50%, особенно если есть жёсткий общественный и политический контроль над выплатами пенсий и зарплат бюджетникам. К сожалению, эксперты Института Легатум тоже не дают таких рекомендаций. Они, как и МВФ, Всемирный банк, Евросоюз продолжают утопически надеяться на то, что найдутся честные политики и чиновники, которые в демократическом среде не будут воровать у своего народа. Эта святая наивность граничит с научной безграмотностью и непониманием сути постсоветской номенклатуры и политических элит. Ни в одном из своих многочисленных докладов международные организации не предложили резко сократить размер госрасходов и госсектора в экономике.
Наказание западной налоговой системой
Запад предложил, а украинские политические и экономические элиты некритически приняли налоговую систему во главе с одним из самых вредных и разрушающих налогов – налогом на добавленную стоимость (НДС). Институт Легатума ещё раз подтвердил, что НДС является одним из самых популярных инструментов коррупционеров и мошенников. Компания Archer-Daniels-Midland (ADM) призналась в уплате взяток в Украине в размере $54 млн. Эти деньги платились за то, чтобы получить возврат НДСа. Чиновники требовали взятки за то, чтобы они исполнили налоговый закон. Средняя ставка взятки в 2000-ых составляла 18 – 20% от суммы возврата НДС. Во время правления В. Януковича ставки увеличились. По оценке нового главы налоговой службы Украины только мошеннические схемы с НДС-ом обходились стране в 25% бюджета всей страны $15 - 20 млрд. Примерно столько МВФ даёт Украине в виде кредита.
Констатация фактов коррупции по НДС-у не является решением проблемы. Сами эксперты Института Легатум признают, что в органах госуправления полно старых чиновников, что продолжают действовать старые схемы распределения ресурсов. Судьи и прокуроры - тоже старая гвардия. Поэтому единственное правильное решением в этой ситуации – ликвидация НДС, как теоретического и институционального источника коррупции. Он в странах Евросоюза, особенно на юге, порождает коррупцию, а в Украине, России или Беларуси – тем более. К сожалению, ни Институт Легатум, ни МВФ, ни Евросоюз не предлагают Украине жизненно важной для её налоговой реформы. Налоговая система страны без НДС, налога на прибыль юридических лиц, без прогрессивных ставок – вот что нанесёт коррупции в Украине смертельный удар. Будет до слёз обидно, когда Украина восстановит свою территориальную целостность, восстановит мир на Востоке и в Крыму, но сохранит порочную налоговую, бюджетную и инвестиционную политику. Здесь на оффшоры неча пенять, коли внутри страны создана порочная структура собственности и бюджетно-налоговая системы.
Помощь Запада в прекращении войны на территории Украины благородна и похвальна. Не менее важно, чтобы поствоенный мир имел прочные фундаменты частного свободного рынка и малого государства. Именно на этом должно настаивать активное, достойное глубокого уважения гражданского общество Украины.
10 украинских уроков для Беларуси
Качество государственного управления в Беларуси выше, чем в Украине и России. Уровень коррупции и её проникновение в органы госуправления меньше. Это не достижение. На фоне России и Украины даже Нигерия кажется чем-то обыденным. Чтобы укрепить институты нашей независимости, ликвидировать коррупцию, создать условия открытой, честной конкуренции, защитить права собственности миллионов частных хозяев, Беларуси важно усвоить следующие экономические уроки Украины:
1) сохранение государственной монополии в энергетическом секторе создаёт угрозу захвата его и страны в целом мощными энергобаронами;
2) контракты на поставку нефти, газа, на торговлю нефтепродуктами должны заключаться белорусскими структурами, а не оффшорами или фирмами – «прокладками;
3) реформу энергетики страны, в том числе приватизацию государственных коммерческих организаций в ТЭКе, нужно поручить людям и структурам с кристально чистой репутации из скандинавских стран или стран с непререкаемой репутацией честности в управлении государственными активами;
4) сокращение объёма государственных расходов с ~45% ВВП сегодня до 25% после ликвидации инвестиционных и потребительских затрат;
5) принятие норм и стандартов, в том числе системы наказаний, проведения тендеров из Сингапура;
6) запрет органам госуправления создавать коммерческие организации, выход из состава учредителей всех коммерческих организаций Национального банка, Совета Министров, управления делами президента и местных органов власти;
7) ликвидация НДС и налога на прибыль, как самых коррупциогенных и разрушительных для экономики налогов;
8) сокращение объёма активом и ресурсов, находящихся в государственной и коммунальной собственности с 75% сегодня до 10% после завершения процесса структурной реформы собственности;
9) бюджетная децентрализация: 70 - 75% бюджетных ресурсов должно расходоваться местными органами власти, как можно ближе к людям, которые эти налоги платят;
10) деполитизация, деидеологизация органов правопорядка и судов, ликвидация инструментов оказания политического и административного давления на судей, прокуроров и милицию.
Ярослав Романчук специально для Myfin.by
Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:
- СТАТЬ ХОЗЯИНОМ: ХОЧЕТСЯ, НО КОЛЕТСЯ. Почему белорусский бизнес не хочет приватизации
- КАК УРАВНЯТЬ БЕЛОРУСОВ И КИТАЙЦЕВ. 10 способов поддержать белорусское предпринимательство
- ЭКОНОМИКА ЦЕРБЕРОВ И ЛИБЕРТИНОВ. У распорядителей чужого сбились ориентиры
- БЕЙБИ ЗА МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ. Пагубная привычка разбрасываться деньгами
- ПРИГОВОРИЛИ. Беларусь в четыре раза хуже