В белорусской экономике всё чаще слышны окрики «нельзя!». Вроде бы лето. Пора расслабиться, но распорядителям чужого (политики и чиновники) покой лишь только снится. Им же приказали именем революции наводить порядок. Чтобы как в советские времена было.
В советские времена не было тысячи мелких запретов, а был один непроходимый железный занавес. Не было необходимости во всеохватывающем регулировании деловой активности. Да и сама деловая активность для обыкновенных советских людей была возможна только в рамках государственных заводов и фабрик.
Белорусский железный занавес
Сегодня ресурсов, сил и идеологии для восстановления полноценного железного занавеса нет, а у чиновников желание рулить и заправлять всем осталось. Вот они придумали гораздо более изощрённую форму занавеса в виде тысяч ограничений, регулировок, запретов, лицензий, квот, разрешений и регламентов. Смотришь на страну – вроде бы свободна, а присмотришься – всё вокруг опутано тысячами мелких регуляторных паутинок. Они сковывают движения, ограничивают зрение и парализуют желания.
Большому слону (читай бизнесу) такого рода законодательная паутина не является помехой. У него есть ресурсы нанять хороших юристов, заинтересовать нужных чиновников или припугнуть «своими» силовиками. А вот малый бизнес, предприимчивые молодые люди далеко не всегда могут выдержать пресс и издержки белорусской изощрённой формы железного занавеса. Поэтому у нас около 2/3 молодёжи хочет навсегда уехать из страны, а выпускники-отличники мечтают работать на государство. Там стабильности и денег больше.
Белорусский железный занавес похож на рыбацкую сеть с произвольно меняющимися в разных местах ячейками. Их размер, форма и время её сохранения зависит от распорядителей чужого. Большую рыбу они не трогают – для неё сделаны особые «зелёные коридоры», а вот малые и средние рыбы испытывают на своей чешуе вкус и стоимость свободы. Для чиновников такой способ регулирования экономической деятельности гораздо выгоднее, чем грубый, одинаковый практически для всех железный занавес. Именно он является самым надёжным инструментом обеспечения личного благополучия, карьерного роста и безбедной старости.
Государство-арбитр vs. государство-затычка
Мы, граждане, принимаем на работу политиков и чиновников, чтобы они оказывали нам определённые услуги. Мы разрешаем им делать строго определённые вещи в рамках чётко обозначенного бюджета. Всё остальное мы, собственники ресурсов, производители товаров и услуг делаем сами, добровольно договариваясь между собой о правилах обмена. В случае возникновения споров и конфликтов, если кто-то позарился на чужое, мы обращаемся к нашему беспристрастному арбитру – государству. Оно при помощи органов безопасности и судов на основании единых правил, определяет, кто агрессор, а кто жертва, и выносит справедливое решение. Таков идеал либерального государства-арбитра.
В Беларуси доминирует противоположная точка зрения: не государство, т. е. распорядители чужого, для граждан, а наоборот, граждане для политиков и чиновников. Власть даётся богом (народом) для особой касты людей. Они якобы прошли процедуру озарения и лучше обыкновенных людей понимают национальные интересы, осознают проблематику государственной безопасности и глубже чувствуют нужды самих людей. В этой концепции заводилами экономики, её штурманами и главными бенефициарами является политическое и номенклатурное начальство. При помощи государственных средств массовой дезориентации можно сформировать у населения ложные фобии и страхи, а также добиться того, чтобы люди добровольно передавали половину заработанного в руки распорядителей чужого.
Люди боятся голода и нищеты. Значит, государство должно заниматься продовольственной и социальной безопасностью. «Вот, народ, соответствующие программы, указы и постановления. Наше государство социальное, поэтому мы должны владеть и управлять ресурсами для предотвращения реализации кризисных сценариев» - объясняют они необходимость ежегодно тратить 45% ВВП (более $30 млрд.) и владеть 75% всех ресурсов и активов страны. Редкие робкие голоса иногда стеснительно спрашивают, почему каждая белорусская семья в таком раскладе ежегодно переплачивает за продукты питания $400 – 500 в год, а по непродовольственным товаров – до $700 в год? Ответ неизменно один и тот же: «Потому что».
Трачу, как хочу
Распорядители чужого даже не утруждают себя придумыванием более-менее внятного обоснования изъятия денег у налогоплательщиков и потребителей. Так, Совмин постановлением № 602 от 20.06.2014г. предоставил БелАЗу Br76,5 млрд. для расходов на производство китайских легковых автомобилей «Белджи». Подождите, почему наше «социальное» государство должно финансировать отвёрточную сборку китайских автомобилей? Неужели без этого коммерческого проекта белорусские пенсионеры недополучат калорий, а дети лишатся свободного доступа к интернету в школах? Неужели качество автомобилей в Беларуси улучшится от такого решения, а цены станут демократичнее? Нам говорят, что жираф большой – ему виднее, но всякой наглости должны быть пределы.
У нас формально государство отделено от церкви, но почему же тогда в государственной инвестиционной программе на 2014 год чиновники выделяют деньги на духовно-образовательный центр Белорусской православной церкви в Минске по улице Кирилла и Мефодия 7? Интересно, на какие дивиденды рассчитывает государство от таких инвестиций? Паства вполне могла бы позаботиться о финансировании такого объекта, особенно с учётом коммерческой деятельности РПЦ в Беларуси.
В приоритет государственной инвестиционной программы вошла также реконструкция с расширением до 150 мест санатория «Ясельда» в дер. Почепово Пинского района. Представляете, какое мощное у жителей Почепово лобби, что они «выбили» себе деньги на санаторий. Понятное дело, что без этого объекта усилится угроза здоровью населения. О том, что санатории, профилактории, базы отдыха, туристические центры должны быть частными и финансироваться из частных капиталов, белорусские чиновники слышать не хотят. Им же тоже хочется отдыхать в Беларуси и проводить длинные совещания в комфорте.
Нашлось в государственной инвестиционной программе место на реконструкцию бассейна Белорусского национального технического университета в Минске. Плавание – это, конечно, хорошо, но белорусские государственные вузы давно стали кузницами не столько профессиональных, конкурентных на мировом уровне кадров, сколько источником доходов для университетского начальства и их лоббистов из правительства. Деньги от студентов платников берут огромные (их доля в общей численности студентов составляет около 70%), а отчитываться за их использование в честной, открытой манере не хотят. Ни один вуз на сайте не размещает свои финансовые отчёты и балансы, чтобы можно было проконтролировать, кто и как расходует деньги студентов с одной стороны и бюджетные ресурсы с другой.
Белорусские налогоплательщики финансируют производство тысяч товаров и услуг, которые в экономике свободного добровольного обмена в достатке, широком ассортименте и по вполне демократичным ценам производит частный бизнес. Ремонтировать обувь, делать причёски, печь хлеб, изготавливать ткани, шить костюмы, вязать носки, лепить кирпичи/макароны, выращивать овец/кур/свиней/коров, выпускать цемент, сахар, жир и валенки – всё это и десятки тысяч других товаров и услуг у нас почему-то должно делать государство. Вне зависимости от финансовых результатов себе оно по-либертински разрешает всё, а против конкурентов использует железный занавес в виде законодательной сети с произвольно меняющимися в разных местах ячейками.
Занимаясь экономическим промискьюитетом, белорусское государство одновременно выступает злым цербером на тех сегментах рынка, из которых при помощи административного ресурса можно выжать дополнительную выгоду. Отсюда широкое распространение лицензирования, института специмпортёра, квот, ценорегулирования, а также регламентирования до тошноты самых малых деталей производства. Государство-цербер действует по следующей логике: «В принципе, нельзя, но если хорошо «подмажешь, поедешь. И будешь ехать, пока не закончится смазка или не появятся другие желающие порезвиться на данном сегменте рынка».
Любой запрет, шлагбаум или рубильник приводят в нужное положение для нужных людей на определённое время. Часть действий считается вполне законными, а другая выдавливается руками распорядителей чужого в теневую экономику. Как мы понимаем, спрятать из официальной статистики, это совсем не значит ликвидировать. Об этом красноречиво говорят цифры о потреблении наркотиков в Беларуси или объёмы рынка интимных услуг.
В белорусской модели государства проблема не в фамилиях исполнителей и даже начальников. Корень зла – во взгляде на государство и в глубоком недоверии интеллектуальных элит к способности обыкновенного человека принимать правильные экономические решения. Это как раз то случай, когда белорусы, которые не интересуются экономической политикой и не хотят разобраться в сути общественных институтов, стали лёгкой добычей тех, кто глубоко и качественно изучил техники манипуляции. Причём заработал и продолжает зарабатывать на блаженном народном невежестве очень приличные деньги.
Ярослав Романчук специально для Myfin.by
Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:
- СТАТЬ ХОЗЯИНОМ: ХОЧЕТСЯ, НО КОЛЕТСЯ. Почему белорусский бизнес не хочет приватизации
- КАК УРАВНЯТЬ БЕЛОРУСОВ И КИТАЙЦЕВ. 10 способов поддержать белорусское предпринимательство