«Народная марка» – ежегодная премия потребительского признания, которая определяет бренды-лидеры в Беларуси по широкому перечню товаров и услуг массового спроса.
В течение многих лет награды и символика премии являются узнаваемыми символами народной любви и доверия к производителям.
В премии отсутствует профессиональное жюри, а любимые торговые марки выбирают потребители, заполняя анкеты премии по широкому перечню номинаций товаров и услуг массового спроса. Вопросы в анкетах открытые, без подсказок и готовых вариантов ответов.
В этом году было получено более 350 000 голосов в поддержку тех или иных брендов. Примечательно, что в течение многих лет товары и услуги, произведенные в Беларуси, возглавляют большинство номинаций премии, что свидетельствует о высоком уровне узнаваемости, доверия и эмоциональной привязанности покупателей к отечественным производителям.
Сбор данных в рамках голосования позволяет фиксировать не только спонтанное знание брендов, но и актуальные предпочтения потребительской аудитории. Кроме того, они являются важным маркетинговым инструментом для предприятий, которые стремятся к повышению конкурентоспособности своих брендов и лояльности потребителей.
Маркетинговый отчет с репрезентативной выборкой демонстрирует, насколько та или иная торговая марка узнаваема и предпочитаема как по стране в целом, так и по областям и в Минске, насколько ее знают и предпочитают разные социальные слои населения.
Ежегодно в голосовании участвуют жители Беларуси старше 18 лет. Наиболее активными в этом году стали группы от 35 до 44 лет и от 25 до 34 лет, из которых 62% – женщины, 28% – мужчины, почти половина респондентов имеет высшее образование. Высокая вовлеченность фиксируется по всей стране: наибольшая активность зафиксирована среди жителей Минска (24,72%) и Минской области (16,47%), за ними следуют Гомельская (13,28%) и Брестская (13,09%) области; далее – Витебская область (11,80%), Гродненская область (10,58%) и Могилевская область (10,06%), что подтверждает широкую географию участия и баланс интересов жителей различных регионов страны.

Сегодня отечественные бренды демонстрируют зрелость и амбиции: участвуют в профессиональных премиях эффективности маркетинга и креативности, которые проводятся по инициативе Ассоциации коммуникационных и маркетинговых агентств (АКМА) по высоким индустриальным стандартам. Такой подход становится важной частью развития креативной экономики в Беларуси, объединяя инновации, творчество и национальные ценности.
