Предыстория
Не секрет, что предыдущий год оказался для белорусов годом разочарований. И, прежде всего, разочарований в собственном благополучии и достатке. Но если специалистам было понятно, что это благополучие создано искусственным путем и долго не продлится, то простые граждане вряд ли отдавали себе в этом отчет и вкушали потребительские блага охотно и в больших количествах.
Быстрый рост доходов в предшествующие годы сказался и на потреблении белорусами кредитных продуктов: льготные (и не только) кредиты на жилье, кредиты на покупку автомобиля, разнообразные потребительские кредиты, начиная с кредитов на покупку бытовой техники и заканчивая кредитами на отдых. Когда в начале прошлого года ситуация на валютном рынке стала накаляться, помимо всех прочих, распространение получили кредиты, которые сами банки окрестили «кредитами на покупку валюты». На самом деле это были простые потребительские кредиты, которые сразу после получения обменивались на валюту и использовались на самые разные цели вплоть до простого сбережения.
А что сегодня?
Сегодня ситуация несколько изменилась. Очевидно, что белорусы уже осознали новые условия существования и значительное снижение уровня жизни, что опять же сказалось на «кредитном» потреблении.
С вопросом о том, на что сегодня берут кредиты белорусы, мы обратились к тем, кто знаком с этой проблемой не понаслышке: к банковским работникам, занимающимся выдачей кредитов для физических лиц. Но, как оказалось, в крупных государственных банках картина складывается иная, чем в средних и малых негосударственных банках.
Крупные банки отмечают: люди со средним достатком и выше сегодня берут кредиты на достаточно глобальные цели. Прежде всего, это строительство дома либоокончание ранее начатого строительства, проведение инфраструктуры (газ, водопровод) и др. Популярны также кредиты на ремонт ранее купленной (построенной) квартиры. При этом на покупку самой квартиры кредиты берут менее охотно, как и на покупку автомобилей.
Люди с невысоким доходом, который после кризиса стал еще меньше, берут кредиты на самые базовые вещи и самые скромные суммы: например, на покупку бытовой техники и суммами до 1 миллиона рублей.
Малые и средние банки в свою очередь отмечают, что цели, на которые берутся кредиты, практически не изменились по сравнению с докризисным периодом, но изменились объемы кредитования. Люди в принципе реже приходят в банк за кредитом, а если приходят, то суммы этих кредитов значительно меньше, чем прежде. Существенно сократились кредиты на отдых, которые раньше были популярны именно среди людей с невысоким доходом. И это логично: падение доходов в несколько раз ставит под вопрос даже самые базовые нужды, как одежда и продовольственные товары.
К слову, именно такие кредиты сейчас активно предлагают крупные торговые центры и супермаркеты. В данном случае банки работают в связке с магазинами, которые заинтересованы в продаже товара и в таких случаях берут оплату комиссий на себя. Проценты по таким кредитам – мизерные, фактически, для покупателя такой кредит превращается в покупку товара в рассрочку. Наиболее популярна это схема в районных центрах и сельской местности, однако и в крупных столичных магазинах, таких как ЦУМ и ГУМ, как отмечают кредитные консультанты, такого рода кредиты пользуются спросом.
Каков вывод?
Не самый радостный: мы стали значительно беднее и многое из того, что прежде могли себе позволить, теперь купить не можем. Но если раньше мы либо экономили, либо одалживали, то теперь, с развитым за годы относительно благополучной жизни навыком брать деньги в кредит, идем в банк.