Белгазпромбанк оценил платежную активность своих клиентов в 2024 году. В анализ попали сумма и количество транзакций, их распределение по гендерному признаку и времени суток. А также потребительские предпочтения. Представляем основные выводы аналитиков банка.
Потребительские приоритеты
Больше всего выросли расходы клиентов, взаимодействовавших с бьюти-индустрией, – им пришлось оплачивать счета, выросшие на четверть. На втором месте по популярности расходы на питание вне дома и развлечения: так, оплата услуг ресторанов выросла на 23,5%, а развлечений – на 22,4%. Что говорит о том, что качество жизни белорусов растет.
Практически одинаково – на 20% – клиенты увеличили траты в супермаркетах и при покупках товаров для автомобилей. И почти на столько же больше направили на расчеты с авиакомпаниями и в целом на пассажирские перевозки.
За услуги СТО гражданам пришлось заплатить почти на 18% больше, чем в 2023-м. Заметным был рост расходов на аренду автомобилей – почти на 15%.
Покупки спорттоваров оплачивались активнее, чем ассортимент у фешн-ретейлеров. Перевес выглядел так: +9,6% против 9%.
Замыкают список популярных расходов траты на топливо, которые увеличились меньше чем на 8%.
Оказалось, что во всем спектре расходов, сделанных клиентами в прошлом году, только две категории показали спад – это «обувные магазины» и «отели». Если траты на обувь белорусы сократили на 9,4%, то на отели лишь на 2,4%.
Как вырос средний чек
Самый высокий средний чек традиционно сохранился в категориях «ювелирные изделия» и «электроника»: 276,13 рубля против 160,86 рубля. Такие покупки за год стали дороже на 14,5% и 12,8% соответственно.
Почти на 15% вырос средний чек при покупке услуг – до 57,13 рубля.
Средний чек в супермаркетах оказался на удивление небольшим – на 23,03 рубля. За год он увеличился на 10%. Для сравнения: средний чек в кино составил 25,37 рубля (+8,9%), а в ресторанах – 16,51 рубля.
В таких категориях, как «топливо» и «дом, ремонт», средний чек снизился более чем на 2%, до 41,19 рубля и 69,17 рубля соответственно.
Почти во всех категориях средний чек, оплаченный онлайн, был выше офлайновых оплат. Под исключения попали услуги, музыка, аренда автомобилей.
По количеству проведенных транзакций у белорусов лидировали расходы в таких категориях, как спорттовары, красота, медуслуги.
Оценив расходы клиентов на здоровье, Белгазпромбанк пришел к выводу, что самыми высокими были траты на стоматологию: здесь средний чек превысил 200 рублей. В категории «медуслуги» средний чек превысил 120 рублей, а в аптеках – достиг 30 рублей.
Кто больший транжира
Средний чек у мужчин был на 27,6% выше, чем у женщин. Так, если среднестатистический мужчина тратил 110,04 рубля, то женщина только 86,23 рубля.
В целом мужчины перевешивают и по количеству транзакций, проведенных по платежным картам: соотношение составляет 55,5% против 44,5%. Отчасти это можно объяснить тем, что доля клиентов-мужчин в Белгазпромбанке составляет 51,5%, а женщин – 48,5%.
Однако если доля онлайн-операций у мужчин – 44,3%, то у женщин – 45,8%.
Примечательно, что средний чек в автоуслугах выше у женщин: 91,8 рубля против 70,96 рубля у мужчин. Также женщины больше тратят на дом и ремонт: 74,5 рубля против 66,63 у мужчин.
Зато сильный пол превосходит в тратах на животных: 26,62 рубля против 24,26 рубля.
Любопытная деталь: мужчины больше тратятся на ювелирные изделия. Здесь у них средний чек – 357,09 рубля против 226,22 рубля у женщин. Зато женщины превосходят в тратах на электронику: 167,75 рубля против 156,82 рубля у мужчин.
Что успели до боя курантов
В последний час 2024 года клиенты больше всего потратились на:
- развлечения,
- транспорт,
- программное обеспечение,
- супермаркеты,
- топливо.
В целом 31 декабря больше всего потратились мужчины в возрасте от 31 до 40 лет.
Сравнение покупательской активности клиентов днем и ночью выявило, что средний чек получается выше днем, когда он достигает 78,28 рубля. Ночью этот показатель снижается до 56,77 рубля.
При этом днем активно покупают 55,6% мужчин и 44,4% женщин. А ночью – 65,5% мужчин и только 34,5% женщин. Доля онлайн-операций ночью выше и составляет 93% против 57,5% днем.
Кошелек школьника
Отдельной темой исследования Белгазпромбанка стала покупательская активность школьников в прошлом году. В итоге удалось выяснить, что средний размер потребительского чека у детей составляет 9,82 рубля. А топ-3 категорий по количеству операций у них – это супермаркеты, рестораны и развлечения.
Замечено, что в течение года самые высокие расходы школьники делают в августе, октябре и декабре. При этом они отдают предпочтение офлайн-платежам, на которые приходится почти 62% всех операций.