В Беларуси продолжает расти число мошенничеств, в том числе с использованием новых технологий. В Альфа-Банке рассказали, как мошенники выводят людей на разговор и какими способами убеждают передать свои личные данные. Объясняем, как не попасться на уловки преступников.
Мошенническая схема, когда используют мобильные данные клиентов
Мошенник звонит с незнакомых номеров – как по сотовой связи, так и в мессенджерах (Viber, Telegram, WhatsApp). Представляется специалистом банка либо сотрудником правоохранительных органов. Далее мошенник может уверенно озвучить ваши персональные данные: адрес электронной почты, какие-то данные из паспорта.
Может сказать, что ранее клиенту направляли SMS с кодом от банка и сообщение могут направить повторно. После этого на телефон клиента приходит стандартное SMS с текстом «Никому не сообщайте код для входа в мобильное приложение».
Мошенники просят не называть код, ноне ведитесь на эту уловку – так они пытаются притупить вашу бдительность.
SMS поступает на телефон клиента, если мошенник пытается зайти в этот момент в интернет-банкинг.
Звонящий уведомляет, что на имя человека оформлен кредит или выпущена кредитная карта, которую он заказывал через интернет. Также мошенник сообщает, что карту можно забрать в отделении, доставить курьером или почтой (может назвать адрес клиента). Если клиент сообщает, что карту не оформлял, мошенники предлагают переключить его на отдел безопасности. Далее беседу ведет человек, утверждающий, что от вашего имени направлены заявки на кредиты в другие банки.
Что мошенники предлагают сделать жертве, которая продолжает общаться
Назвать место работы, трудовой стаж, среднемесячный размер зарплаты и другие сведения.
Отправить фото паспорта – якобы с целью идентификации.
Включить видеосвязь (в Telegram или Skype) и функцию демонстрации экрана своего мобильного – якобы для сбора и фиксации доказательств.
Зачем мошенникам эти данные
Получив доступ к экрану, мошенник может отслеживать все приходящие клиенту из банков и от операторов мобильной связи сообщения с секретными кодами подтверждения операций.
Коды используются для входа в интернет-банкинг или в ваш личный кабинет на сайте мобильного оператора и установки переадресации входящих вызовов и (или) сообщений на номер злоумышленника. В итоге, если специалист банка (реальный, а не мошенник) позвонит клиенту, то звонок будет переадресован мошеннику. Он и будет вести разговор от имени клиента.
Мошенники могут попросить установить на телефон приложение, которое дает доступ к телефону клиента. С помощью удаленного доступа мошенники способны от имени клиента подавать заявки на кредит и похищать деньги с его счетов.
А еще могут попросить сделать селфи с раскрытым паспортом. Якобы для обращения в Национальный банк и аннулирования оформленных мошенниками на имя клиента кредитов. Затем такое фото используется для получения виртуальной SIM-карты у оператора связи от имени клиента. После этого мошеннику становятся доступны и входящие, и исходящие звонки с номера телефона клиента, и он может обращаться от имени клиента в контакт-центры банков.
Бывали просьбы из категории «шпионского триллера». Вас просят позвонить в банк и оформить кредит или овердрафт либо карту рассрочки. Всё – под видом тайной спецоперации, чтобы поймать мошенников и изобличить соучастников из числа банковских работников. За отказ от участия в этой «операции» либо за разглашение сведений о ней могут угрожать уголовной ответственностью. Разумеется, после получения кредита просят перевести денежные средства на указанный ими счет либо делают это сами, получив доступ к телефону клиента и его счетам в банке.
Если вам кажется, что вы на раз-два разоблачаете уловки, то учитывайте, что и мошенники «эволюционируют». Они могут быть очень убедительны: говорят быстро, используют много специальных терминов и стандартные фразы, которыми пользуются сотрудники банков и правоохранительных органов. Это вводит людей в заблуждение.
Не совершайте действий, о которых вас никогда не попросит настоящий сотрудник банка
- не устанавливайте сторонние приложения на телефон;
- не запускайте демонстрацию экрана;
- не устанавливайте переадресацию звонков;
- ничего не делайте с SIM-картой (не доставайте ее из телефона), не озвучивайте коды из SMS.
Главный совет: при возникновении любых сомнений сразу же прекратите разговор и свяжитесь с банком по номеру, указанному на вашей банковской карточке или официальном сайте банка.