О том, как плохи дела Беларуси в плане сбыта легковушек, мы уже разобрались. С ними и раньше были нелады, а вот с грузовичками дело давно налажено (особенно под разговоры об объединении МАЗа и КАМАЗа). И хотя наш экспорт более прибыльных и тяжелых изделий попал под утилизационный сбор, в принципе он смотрелся неплохо.
Белорусские тяжеловесы в цене
Общую картину подпортил сентябрь: несмотря на скромный рост вывоза (с 615 до 631 ед), существенно увеличили отставание по сравнению с прошлым годом (с 354 до 966 ед). В результате за период поставки снизились на 14,10% или на 1093 ед с 7750 до 6657 ед (почти два месяца текущего экспорта). Правда, несколько скрасила картинку цена (держится в районе 130 тыс $/ед, стабилизируя ручеек валютной выручки):
Поставки, тыс т | Выручка, млн $ | Цена, $/т | Поставки к 2013, тыс т | Выручка к 2013, млн $ | |
январь | 117 | 22,66 | 193,68 | -100 | -22,23 |
февраль | 1 085 | 103,44 | 95,33 | 510 | 9,02 |
март | 902 | 100,75 | 111,69 | 187 | 18,47 |
апрель | 828 | 70,10 | 84,66 | 99 | -3,64 |
май | 917 | 76,39 | 83,31 | 5 | -34,98 |
июнь | 913 | 76,37 | 83,65 | -31 | -34,97 |
июль | 649 | 75,71 | 116,66 | -443 | -45,01 |
август | 615 | 82,70 | 134,47 | -354 | -6,81 |
сентябрь | 631 | 82,51 | 130,76 | -966 | -34,31 |
за год | 6 657 | 690,63 | 103,75 | -1 093 | -154,45 |
за 2013 | 7 750 | 845,08 | 109,04 |
С учетом же ранних поставок она (цена) снизилась на 4,86%: долой $5,30 тыс с каждой проданной машины. На утраченных объемах вывоза это вылилось в $154,45 млн. То есть речушка валюты обмелела на 18,28% (поступления упали с $845,08 млн до $690,63 млн).
Если РБ экспортировала весомые и дорогостоящие грузовики (по 103,75 тыс$/ед), то привозные «тяжеловесы» чувствовали себя в плане ценовой категории не лучшим образом(в среднем по 21,47 тыс $/ед).Импортные машинки к тому же плохо перенесли введение в Беларуси утилизационного сбора.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
С начала года отказ от чужих проворных грузовичков составил 80,46% от уровня 2013 года - не доехало 18 901 ед (спад с 23492 до4591 ед). Правда за штучный отбор проскочивших наши кордоны пришлось заплатить ценой, которая выросла на 61,60% или с 13,29 до 21,47 тыс $/ед. В целом же экономия затрат составила $213,56 млн (после $312,14 млн в 2013 году, потратили всего $98,58 млн). Начиная с февраля 2014г. экономия более менее стабильно превышает $20 млн ежемесячно.
Закупки, тыс т | Затраты, млн $ | Цена, $/т | Закупки к 2013, тыс т | Затраты к 2013, млн $ | |
январь | 0,14 | 2,72 | 18 920,14 | -1,45 | -22,51 |
февраль | 1,20 | 20,98 | 17 516,44 | -0,84 | -9,43 |
март | 0,25 | 5,43 | 22 066,26 | -2,29 | -30,68 |
апрель | 0,34 | 9,65 | 28 479,06 | -2,36 | -29,01 |
май | 0,40 | 11,23 | 27 878,16 | -2,33 | -27,74 |
июнь | 0,69 | 18,18 | 26 272,83 | -2,01 | -21,57 |
июль | 0,55 | 9,92 | 18 127,79 | -1,69 | -23,31 |
август | 0,52 | 10,46 | 20 269,77 | -4,12 | -23,63 |
сентябрь | 0,51 | 9,99 | 19 747,83 | -1,81 | -25,68 |
за год | 4,59 | 98,58 | 21 471,38 | -18,90 | -213,56 |
за 2013 | 23,49 | 312,14 | 13 286,94 |
Чего не скажешь о сальдо операций с грузовичками. После августовской прибавки $16,83 млн за сентябрь оно прохудилось на $8,63 млн. Хотя выйти из положительной зоны по отношению к прошлогоднему результату показатель пока не решился. За период сработали в плюс на $59,11 млн (рост поступлений с $532,95 до $592,06 млн).
То есть снижение выручки от экспорта на $154,45 млн компенсировали отказом от импорта на $ 213,56 млн.
Пару слов о тракторе с прицепом
Кроме проблем с поставкой машинок в последние месяцы сильно ухудшились дела с вывозом наших тракторов. Поэтому имеет смысл остановиться на 8701 товарной позиции («Тракторы и седельные тягачи»). Дела с нашими поставками с июля весьма и весьма печальными (и продолжают ухудшаться).
Поставки, тыс т | Выручка, млн $ | Цена, $/т | Поставки к 2013, тыс т | Выручка к 2013, млн $ | |
январь | 4 026 | 70,95 | 17 622,23 | -717 | -33,44 |
февраль | 5 603 | 96,36 | 17 197,84 | 884 | 1,05 |
март | 5 433 | 104,67 | 19 266,32 | 1 014 | 4,43 |
апрель | 3 907 | 75,74 | 19 386,59 | -982 | -21,14 |
май | 3 409 | 72,35 | 21 223,56 | -252 | -6,82 |
июнь | 3 409 | 72,35 | 21 224,58 | -252 | -6,82 |
июль | 3 084 | 57,62 | 18 682,91 | -1 146 | -22,77 |
август | 2 660 | 51,89 | 19 505,68 | -2 209 | -36,19 |
сентябрь | 2 963 | 60,35 | 20 369,29 | -3 098 | -48,48 |
за год | 34 494 | 662,29 | 19 200,06 | -6 758 | -170,17 |
за 2013 | 41 252 | 832,46 | 20 179,79 |
Практически все годовое отставание по валу (6543 из 6758 ед) приходится на последние месяцы. А это в итоге обеспечило снижение вывоза на 16,38% и недобор валютной выручки на 20,44% (на $ 170,17 млн при спаде поступлений с $ 832,46 млн до $ 662,29 млн). При этом сильно цена на наш экспорт не повлияла, снизилась всего на 4,85% или на 979,73 $ до 19200,06 $/ед).
С другой стороны с мая по август кутили импортеры: ввоз в итоге увеличился на 277,24% (местами десятикратно). То есть завезли дополнительно чужих агрегатов на 37755 ед больше (рост с 13618 до 51373 ед). При этом неплохо поступились ценой, которая рухнула на 55,23% с 11292,63 до 5055,63 $/ед. Годовые затраты выросли на $ 105,94 млн (с $ 153,78 млн до $ 259,72 млн).
Закупки, тыс т | Затраты, млн $ | Цена, $/т | Закупки к 2013, тыс т | Затраты к 2013, млн $ | Сальдо, млн $ | Сальдо к 2013 | |
январь | 0,56 | 3,08 | 5 506,44 | -0,44 | -8,14 | 67,87 | -25,30 |
февраль | 1,47 | 16,86 | 11 492,37 | -0,10 | 3,35 | 79,50 | -2,29 |
март | 3,07 | 23,93 | 7 805,15 | 1,60 | 7,64 | 80,74 | -3,21 |
апрель | 5,72 | 30,24 | 5 282,58 | 3,86 | 7,63 | 45,51 | -28,77 |
май | 7,98 | 35,13 | 4 401,39 | 6,42 | 13,68 | 37,22 | -20,50 |
июнь | 8,88 | 42,02 | 4 733,68 | 7,60 | 21,84 | 30,34 | -28,66 |
июль | 10,14 | 49,06 | 4 837,61 | 8,77 | 30,41 | 8,56 | -53,17 |
август | 11,49 | 53,39 | 4 646,07 | 9,38 | 38,42 | -1,50 | -74,61 |
сентябрь | 2,07 | 6,03 | 2 914,75 | 0,67 | -8,88 | 54,33 | -39,60 |
за год | 51,37 | 259,72 | 5 055,63 | 37,76 | 105,94 | 402,56 | -276,11 |
за 2013 | 13,62 | 153,78 | 11 292,63 | 678,67 |
Прежнее вполне комфортное внешнеэкономическое сальдо стало ударными темпами снижаться.
Правда в сентябре наверху обратили внимание и завоз снизился (месячное сальдо выросло с минус $ 1,50 млн до плюс $ 54,33 млн), но накопленное отставание восполнить будет трудно. А утратили 40,68% от прошлогоднего плюса. Или $ 276,11 млн: вместо $ 648,67 млн теперь статья принесла только $ 402,56 млн.
Автор: PIORAN