Фото: ponedelnik.info
Министерство антимонопольного регулирования и торговли инициировало изменения в законодательство, которые упростят работу интернет-магазинов. Об этом 8 июня заявила замминистра Ирина Наркевич во время круглого стола по вопросам развития электронной коммерции.
О том, что такие шаги критически важны для развития рынка, в последние месяцы часто говорили представители маркетплейсов и интернет-магазинов страны, среди которых такие крупные игроки, как Deal.by и 21vek.by.
– Мы признаем зарегулированность белорусского законодательства в части электронной коммерции. Настало время его актуализировать с учетом мнения бизнеса, чтобы двигаться дальше, – анонсировала позитивные изменения Ирина Наркевич.
МАРТ внес предложения в проект декрета президента «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу».
Ведомство предлагает вернуть интернет-магазинам упрощенную систему налогообложения и отменить обязательную подачу сведений о товарообороте в торговый реестр.
По словам Наркевич, документ сейчас находится в последней стадии согласования.
Кроме этого, разработан закон о платежных документах, который разрешает прием платежей в пользу третьих лиц.
– Сегодня курьер, чтобы доставлять товар покупателям, должен быть в штате магазина. Что тогда делать малому бизнесу, у которого нет возможности содержать собственную службу доставки? Как только закон будет принят, у нас смогут развиваться курьерские услуги, что особенно важно для регионов, – обосновала свою позицию Ирина Наркевич.
– Мы активно лоббировали эти изменения, и для нас это отличная новость, – сказал руководитель маркетплейса Deal.by Максим Маринич. – Порог входа для предпринимателей в интернет должен снижаться. Белорусы готовы платить за товар онлайн, но это пока слабо отражается на показателях рынка из-за неразвитости инфраструктуры.
По его мнению, как только появится возможность совершать платежи в пользу третьих лиц, это вытолкнет рынок на новый уровень. Тогда электронная коммерция в Беларуси сможет достаточно быстро из 2-2,5% розницы выйти на показатель в 5-10%. При этом весь товарооборот станет прозрачным.
Эксперт также отметил, что в Беларуси на законодательном уровне не закреплено понятие «маркетплейс».
– Есть понятия «интернет-магазин» и «интернет-реклама», но нет понятия «интернет-площадка». Рынок созрел, чтобы ввести такое определение. Сегодня мы наблюдаем трансформацию рынка, когда именно торговая площадка выстраивает доверительные отношения между покупателями и продавцами в интернете, – считает Максим Маринич.
Покупателям площадка гарантирует безопасность каждой покупки, а продавцам дает доступ к огромной аудитории, пояснил он.
Ирина Наркевич с этим согласна.
– Когда мы разрабатывали законодательство для электронной коммерции, торговые площадки еще не были так активно развиты. Мы вместе с вами прошли этот путь становления. Сегодня мы готовы поменять формулировки в законе о госрегулировании и ввести эти понятия. Новые инструменты для развития интернет-торговли – это то, к чему мы должны стремиться, – сказала Ирина Наркевич.
Участники круглого стола считают, что в области регулирования электронной коммерции важно достичь баланса, при котором рынок не допустит серых схем и в вместе с этим разрешит интернет-предпринимателям использовать новейшие инструменты e-commerce, которые очень быстро меняются.
– Нужно понимать, что интернет-торговля сегодня меняется значительно быстрее, чем мы можем принять изменения в законодательстве. В то время, как мы только говорим о необходимости приема платежей в пользу третьих лиц, уже появилась необходимость приема платежей в пользу маркетплейсов, – уверен основатель и руководитель онлайн-гипермаркета 21vek.by Сергей Вайнилович.
По словам Ирины Наркевич, МАРТ понимает это и готов инициировать необходимые рынку изменения быстрее, чем это происходит сегодня.