
Логисты компании STALOGISTIC оценили, как обострение конфликта на Ближнем Востоке и возможное закрытие Ормузского пролива усилили нестабильность и без того перегруженных глобальных цепочек поставок. Судоходные линии корректируют маршруты, авиакомпании отменяют рейсы, а страховщики пересматривают тарифы.
Что же происходит и как отражается на перевозках по ключевым направлениям?
Угроза над Ормузским проливом
Ормузский пролив – один из важнейших маршрутов для мировой торговли энергоресурсами. Через него ежедневно проходит до 20 % всей глобальной нефти, а также значительные объемы контейнерных грузов, следующих в ОАЭ, Саудовскую Аравию, Ирак и страны Южной Азии.
На фоне заявлений Ирана о возможной блокаде пролива:
- судоходные компании уже перенаправляют суда в обход зоны риска: через Оман, Саудовскую Аравию или даже мыс Доброй Надежды;
- страховые сборы выросли более чем на 60 %. В первую очередь для судов, следующих через пролив;
- увеличивается стоимость топлива и фрахта, а маршруты становятся длиннее и дороже.
Хотя Ормуз не является ключевым для глобального контейнерооборота (менее 4 %), он напрямую влияет на хабы, такие как Джебель-Али и Хор-Факкан, а значит – и на всю систему доставки в Персидском заливе и Южной Азии.
Суэц: надежды на восстановление не оправдались
Если в начале года логистическое сообщество надеялось на частичное восстановление маршрутов через Суэцкий канал, то сейчас эти ожидания развеяны. Йеменские хуситы заявили о поддержке Ирана и открытом противостоянии США и Израилю. Из-за этого Суэцкий путь остается под угрозой атак на коммерческие суда в Красном море.
Поэтому:- большинство перевозчиков по-прежнему избегают маршрутов через Суэц, продолжая идти в обход, через мыс Доброй Надежды;
- растет риск для грузов, следующих из Азии в Европу по традиционному пути;
- вместо стабилизации наблюдается дальнейшая фрагментация глобальных морских маршрутов, что увеличивает сроки и снижает предсказуемость поставок.
Авиалогистика: риски растут каждый день
Вторая зона турбулентности – авиационные маршруты через Ближний Восток. Воздушные пространства Катара, Бахрейна, ОАЭ были временно закрыты, а рейсы начали перенаправлять на запасные аэродромы. Авиакомпании Emirates, Qatar Airways, Etihad Airways, Gulf Air, Singapore Airlines, British Airways, Air India, KLM, Japan Airlines и ряд других временно приостановили рейсы в регион.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Данные отслеживания рейсов FlightAware показали, что сразу после 10:30 утра по восточному времени во вторник, 24 июня, были отменены 382 рейса по всему миру. Для сравнения: в понедельник, 23-го, было 834 отмены. Такая ситуация может привести к росту цен на авиаперевозки и увеличению сроков транзита на направлениях из Азии в Европу и обратно.
Тревогу логистов вызывает возможный удар по модели Sea-Air: Дубай играет важную роль как перевалочный узел для грузов из Азии в Европу. Любое ограничение его работы ударит по срокам и стоимости доставки, а также увеличит нагрузку на другие хабы, например в Сингапуре и Коломбо.
Несмотря на то что основной очаг конфликта сосредоточен в районе Ирана и Израиля, последствия могут быть куда шире, особенно если ситуация затянется или будет усилена санкциями, ограничениями на транзит и доступ к ключевым портам. Поэтому планирование и гибкость в логистике – не просто тренд, а необходимость.
В таких условиях бизнесу стоит действовать на опережение:
1. Переосмыслить маршруты: если ваш груз идет через Персидский залив или Ближний Восток.
2. Заложить буферы по срокам и бюджету: особенно на чувствительных к задержкам направлениях (FMCG, проектная логистика, экспресс).
3. Проверить страховое покрытие: обратить внимание на покрытие политических и военных рисков, особенно в мультимодальных схемах.
4. Держать руку на пульсе: ситуация развивается динамично, необходимо следить и оперативно реагировать на изменения.