Отказ от аналитических cookie-файлов
Отключение аналитических cookie-файлов не позволит определять предпочтения пользователей Сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы Сайта исходя из предпочтений пользователей.
Отказаться
Принять
Отказ от рекламных cookie-файлов
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию работы Сайта, исходя из предпочтений пользователя, а также осуществлять подбор рекламы, иных рекламных материалов по наиболее актуальному, подходящему назначению для каждого конкретного пользователя.
Отказаться
Принять
Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

«Не ждите до последнего». Как бизнесу подготовиться к изменениям в маркировке товаров

«Не ждите до последнего». Как бизнесу подготовиться к изменениям в маркировке товаров
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: unsplash.com
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: unsplash.com

Для бизнеса в Беларуси подготовили серьезные нововведения. В ближайшее время готовятся корректировки в ряд нормативных документов, которые касаются расширения групп товаров, подлежащих маркировке, а также включаемых в систему прослеживаемости. По всей видимости, изменения в законодательстве обяжут компании уже с декабря 2024 года включать товары в систему прослеживаемости товаров (СПТ), а с февраля 2025 года – в обязательном порядке маркировать тысячи продуктов. О том, что это значит для бизнеса, рассказываем в совместном проекте с экосистемой сервисов «Мета Эра».

«МетаЭра» – это система сервисов бизнеса, работающая по подписке. Она предлагает пользователю:

  • электронный документооборот;
  • электронные накладные;
  • онлайн-консультации юриста, бухгалтера, кадровика;
  • проверку контрагентов;
  • онлайн-медиацию;
  • электронный третейский суд;
  • бухгалтерский и юридический аутсорсинг.


Что за изменения?

Первые изменения должны вступить в силу уже с декабря 2024 года. Они затронут Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 года №250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 года №496», которое регламентирует внесение информации в систему прослеживаемости товаров. Через механизм оформления электронных накладных осуществляется контроль за движением товаров, а с помощью специальных кодов определяется месторасположение.

В случае если оборот товаров будет осуществляться без соответствующей маркировки, компаниям грозит штраф в размере стоимости этих товаров. А применение неверной накладной влечет за собой штраф в размере до 50% от указанной суммы.

Еще одно нововведение, как ожидается, начнет действовать с февраля 2025 года. Множеству товаров потребуется обязательная корректная маркировка.

Изменения коснутся, в частности, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 года №1030. В нем есть 2 приложения. В первом собраны товары, которые подлежат маркировке универсальными контрольными знаками, а во втором – товары, которые подлежат маркировке средствами идентификации.

Сама по себе маркировка товаров – явление не новое. Для некоторых продуктов такая практика существует уже много лет. Однако перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, существенно расширится.


Фото: belretail.by

Некоторые товары, которые сегодня маркируются универсальными контрольными знаками, будут перенесены в перечень товаров, которые подлежат маркировке средствами идентификации.

В чем разница?

  • Универсальный контрольный знак – марка, которая наносится на товар и подтверждает его «легальность».
  • Средство идентификации – это специально сгенерированный QR-код, который наносится на товар и содержит информацию о товаре.

У предприятия есть выбор, какое средство идентификации на товар наносить. Вариантов несколько: голограммный носитель, знак защиты или просто код маркировки. Последний – незащищенный носитель. Но предприятия часто наносят на товары именно его, т. к. голограммный носитель стоит около 2 руб. и удорожает товар. Для товаров с незащищенными носителями обязательно применение электронных накладных.

Зачем нужны изменения?

Контроль за ценами

В последние годы в Беларуси уделяется значительное внимание системе ценообразования. В Беларуси создается АИС «Анализ цен», которая призвана контролировать цены на регулируемые группы товаров. Система будет контролировать формирование цен на каждом этапе в цепочке товародвижения, знать наценки на каждой стадии и выявлять нарушения (то есть факты завышения цен). Осуществляться контроль будет посредством оформления электронных накладных, в которых предприятия обязаны указывать информацию о ценах и применяемых наценках.


Фото: belretail.by

Усиление контроля

Нововведения призваны усилить контроль за движением товаров между субъектами. Уже сейчас есть некоторые категории товаров, за которыми усиленно следят: шины, холодильники и морозильники, велосипеды и велосипедные рамы. А с 1 декабря 2024 года значительно расширят перечень товаров, которые должны включаться в систему прослеживаемости, на них должны будут оформляться только электронные накладные. Так бизнес будет предоставлять информацию о движении и текущем местонахождении этих товаров.

Унификация норм с ЕАЭС

В данный момент при экспорте, например, в Российскую Федерацию приходится дважды проводить маркировку товаров: сначала в Беларуси контрольными знаками, а потом средствами идентификации для рынка РФ. Получается двойная работа, которая, по сути, не имеет смысла.

Так как белорусские коды маркировки признаются в России, а российские – в Беларуси, чтобы не было задвоенности, ряд товаров, которые должны маркироваться в Беларуси контрольными знаками, будут исключены из 1-го приложения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 года №1030 и перенесены во 2-е приложение. То есть вместо контрольных знаков на них необходимо будет наносить маркировку средствами идентификации. Это облегчит трансграничную торговлю.


Фото: data-by.by

Переход бизнеса на ЭДО

В частности, в указе №243 говорится, что оборот товаров, которые маркируются незащищенными средствами маркировки (средствами идентификации), должен осуществляться исключительно по электронным накладным. Товары, которые маркируются универсальными контрольными знаками, могут оформляться любыми накладными, в том числе и электронными. Перенос товаров из перечня для маркировки контрольными знаками в перечень для маркировки средствами идентификации повлечет применение к ним электронных накладных в обязательном порядке. Обязательное требование оформлять исключительно электронные накладные предусматривает и указ №496 от 29.12.2020 по товарам, которые следует включать в систему прослеживаемости.

Какие товары нужно будет вносить в СПТ?

С 1 декабря 2024 года планируется значительное расширение перечня товаров для обязательного внесения в СПТ. Если ранее было всего 3 группы таких товаров, то сейчас планируется, что их будет 39. Это, например, следующие группы товаров:

  • молочные продукты: молоко, кефир, сметана, творог;
  • сыр;
  • мука;
  • масло подсолнечное;
  • чай;
  • кофе (за исключением продукта в капсулах);
  • рис;
  • крупы: манная, гречневая, овсяная, хлопья;
  • макаронные изделия;
  • пряники;
  • печенье;
  • шоколад;
  • майонез;
  • мужская, женская и детская обувь;
  • бытовые приборы: стиральные машины, пылесосы и роботы-пылесосы, утюги электрические, комбайны кухонные, машины посудомоечные, чайники электрические, мультиварки, печи микроволновые, плиты бытовые электрические, дрели, фены, телевизоры;
  • синтетические моющие средства, предназначенные для стирки.

Какие товары нужно будет маркировать иначе?

С 1 февраля 2025 года планируется из перечня товаров, на которые наносятся универсальные контрольные знаки, исключить несколько подгрупп:

  • соки фруктовые;
  • воды, включая минеральные;
  • машины вычислительные портативные массой не более 10 кг, а также прочие аппараты телефонные для сотовой связи, смартфоны.

Фото: data-by.by

К чему готовиться бизнесу?

Ожидается, что изменения вступят в силу с 1 декабря 2024 года и с 1 февраля 2025 года. И контролирующие органы предупреждают: отсрочек не будет. Поэтому предпринимателям дают время, чтобы подготовиться.

Что нужно будет сделать?

Провести инвентаризацию

Скорее всего, придется провести инвентаризацию и подать в налоговую инспекцию информацию об остатках товаров на 1 декабря 2024 года. Данные будут включены в систему (СПТ). А в дальнейшем новые произведенные или импортированные товары будут также включаться в систему.

Перейти на ЭДО и электронные накладные

Под оборотом, по которому оформляются электронные накладные, понимается не только реализация, но и внутреннее перемещение товара. Компании должны оформить накладные в электронном виде. Это значит, что бизнесу надо готовиться и научиться работать с электронными накладными, если ранее работа велась только с бумажными.

Материально ответственным лицам в организации нужно оформить ЭЦП (цифровую подпись) и следить за ее актуальностью.

Необходимо будет определиться с провайдером, который предоставит программное обеспечение, с помощью которого можно оформлять электронные накладные. В Беларуси их несколько. Информация об аттестованных EDI-провайдерах и их контактных данных размещена на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси.

Один из таких провайдеров – экосистема сервисов для бизнеса «Мета эра». Для клиентов «Приорбанка» в рамках пакетов РКО «Бизнес Директ» и «Бизнес Премиум» доступ к системе электронного документооборота – бесплатный. Система включает в себя формирование и функционирование системы отправки электронных накладных, в том числе во взаимоотношениях с резидентами Российской Федерации.


Получить коды для товаров

Необходимо будет получить GLN-коды (Global Location Number) для товаров. Оформить их можно в специальной организации GS1. Без этого кода электронную накладную оформить будет нельзя.

Также надо получить так называемые GTIN-коды. Их выдает государственное предприятие «Центр Систем Идентификации» (система паспортов товаров ePASS).

Заменить кассовое оборудование

С 1 июля 2025 года также планируется переход на новое кассовое оборудование. Продавцу нужно будет пробивать не только штрихкод, но и код маркировки. Сейчас кассовые аппараты в большинстве своем не имеют соответствующего функционала. Поэтому придется менять кассовое оборудование или хотя бы ПО для него.


Фото: unsplash.com

И не ждите до последнего…

Очень вероятен сценарий, когда всем заинтересованным одномоментно потребуется получить электронные цифровые подписи для ведения ЭДО. Если множество предприятий столкнутся с тем, что нужно будет создавать электронные накладные, это чревато очередями в соответствующие инстанции.

Если бизнес понимает, что изменения затронут его работу, то начинать подготовку всех шагов и этапов нужно уже сейчас. Иначе очереди и неразбериха могут существенно затормозить работу компании.

Максимально быстро и удобно работать в новых условиях поможет экосистема сервисов для бизнеса «Мета Эра». На этой площадке практически любой бизнес сможет найти все необходимое для быстрой и эффективной настройки рабочих процессов.

*Партнерский материал. ООО «МетаЭра». УНП 193593635

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все