Генеральный конструктор ОАО «БЕЛАЗ» Александр Насковец, выступая на круглом столе в ходе выставки «Иннопром» рассказал о вызовах санкций, достижениях компании в импортозамещении и перспективах развития карьерной техники.
Насковец напомнил, что еще до введения санкций против предприятия (до 22 июня 2021 года) ключевым рынком для БЕЛАЗа оставалась Россия, а сегодня компания заняла на нем лидирующие позиции: «в добывающей промышленности у нас около 90% российского рынка».
Ставка на союзников
Санкции, по словам генерального конструктора, подтолкнули предприятие к активной работе над компонентной базой.
— Мы перестали смотреть на хваленый Запад и повернулись к себе. У нас — и в Беларуси, и в России — отличные производители. Нам проще работать вместе: один язык, общие стандарты, взаимопонимание, — пояснил Насковец.
Сегодня БЕЛАЗ последовательно совместно с российскими партнерами открывает новые предприятия. Например, в Пинске недавно заработало СП по выпуску гидронасосов большой мощности. Они уже используются на конвейере в Жодино и будут поставляться другим белорусским производителям.
Компания также активно работает с российскими моторостроителями — Ярославским, Тутаевским, Уральским заводами. Совместный проект получил название «Карьерный самосвал Советского Государства» — 99% комплектующих в нем имеют белорусское и российское происхождение.
Полное импортозамещение тягового электропривода
Насковец отметил, что за последние два года удалось импортозаместить тяговый электропривод во всей линейке техники, за исключением самых тяжелых самосвалов грузоподъемностью 290–360 тонн.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- дебетовые карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
— Но уже в следующем году появятся полностью импортозамещенные машины этих классов, — добавил он.
В фокусе: газ, аккумуляторы и водород
В корпоративных программах технического развития БелАЗ делает ставку на альтернативную энергетику. Как рассказал Насковец, Беларусь — единственная страна в мире, выпускающая карьерные самосвалы грузоподъемностью 90 тонн и выше, работающие на СПГ. Сейчас в эксплуатации 22 таких машины. Новый 130-тонный газодизельный самосвал БЕЛАЗа стал мировым рекордсменом по уровню замещения дизеля — 50%. До конца года ожидается выпуск 220-тонника на чистом СПГ.
Белорусский производитель карьерных самосвалов подписал соглашение с компанией «Газпром гелий сервис», которым создается инфраструктура в карьерах для заправки сжиженым газом самосвалов. Российский партнер зафиксировал цену топлива на уровне 40% от стоимости дизельного топлива. Это сделано для того, чтобы потребитель техники изначально понимал выгоду эксплуатации.
Кроме того, в разработке находятся гибридные и полностью электрические самосвалы. Уже созданы 90- и 120-тонные модели. Белорусские машины, по словам Насковца, превосходят китайские аналоги по грузоподъемности на 12 тонн.
В этом году компания представила 130-тонный водородный самосвал. С 1 октября стартовал проект по созданию 220-тонной машины на водородном топливе совместно с российскими партнерами.
Будущее — за союзными технологиями
Объясняя, откуда команда БЕЛАЗА черпает оптимизм в прогнозах развития, Насковец сказал, что за последние годы предприятие не просто адаптировалось к сложным условиям, а сделало шаг вперед.
— Союз Беларуси и России позволяет создавать уникальную технику, которой нет аналогов в мире.