Больше всего страдают от санкций импортеры из категории малого и среднего бизнеса, им часто не удается найти решения, чтобы продолжать ввозить продукцию, которой они всегда занимались. На это обратили внимание менеджеры логистической компании «АйронСимЛог», завершив в конце 2024 года традиционную сверку клиентской базы.
‒ Мы показываем отечественным компаниям, что есть решение под каждую задачу, что бизнес можно продолжать, ‒ комментирует руководитель компании «АйронСимЛог» Юрий Герасимов.
Топ-менеджер убежден, что нужно вернуть жизнь предприятиям, которые работали с трансформаторами и электродвигателями для станков. Спрос на такое оборудование есть, поэтому бизнесу надо показывать, как преодолевать логистические барьеры, оформлять документы, экспортные декларации на вывоз, например, из Европы в Беларусь. Речь ‒ о документах, без которых таможенники не выпускают груз из страны.
Опыт, накопленный «АйронСимЛог», говорит о том, что можно найти легитимное решение для каждой компании. Такие санкционные грузы, как оборудование для больниц, медикаменты для аптек, продукты питания для ресторанов и магазинов, оборудование для государственных и частных клиник, технологические линии для промышленников ‒ всё это может быть доставлено в Беларусь в рамках абсолютно «белого», официального процесса, где есть все отчетные документы, отметки таможенных служб.
‒ Мы работаем, предлагая прозрачную логистику. Товары двойного назначения не возим – к ним на самом деле могут быть вопросы, ‒ сразу уточняет Юрий, предваряя интервью.
Тысяча проектов в год и уникальные предложения клиентам
‒ Компания «АйронСимЛог» вышла на рынок в 2018 году, предложив услуги железнодорожных экспортных перевозок из Беларуси, парк вагонов, контейнеров в Россию и Казахстан. Как с тех пор удалось вырасти?
‒ С 2018 года компания ежегодно удваивала объем выручки, увеличивалось количество перевозок и отгрузок, расширялся штат специалистов, росли прибыль и объем собственных оборотных средств. В итоге от оборота в миллион долларов компания выросла к 2025 году до выручки в десятки миллионов. А объем перевозимых грузов вырос с 93 498 до 21 233 612 тонн.
Мы выполняем больше тысячи проектов в год. Рутинная ежедневная работа ‒ это отгрузка экспортных контейнеров и вагонов со всех грузовых станций Беларуси на маршруты с доставкой в Россию, Литву, Латвию, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Грузию, Азербайджан, Армению. Появились рабочие кейсы по отгрузкам в США, Китай, Латинскую Америку, Африку.
‒ В чем же уникальность предложения компании «АйронСимЛог» для экспортеров?
‒ Мы как «железнодорожники» предлагаем логистические решения не столько в массовых, сколько в индивидуальных отгрузках, комплектации контейнерных поездов, загрузке контейнеров в любой точке Беларуси. Доставку делаем до грузовой железнодорожной станции с оформлением всех перевозочных документов.
- Во-первых, наш вагонный парк позволяет бесперебойно снабжать клиентов полувагонами (для сыпучих грузов, пиломатериалов) и крытыми вагонами большой вместимости для перевозки генеральных грузов. Так удается на рынке СНГ формировать привлекательные цены на фрахт. Это, в свою очередь, позволяет нашим клиентам с высокой эффективностью отгружать свою продукцию в Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Грузию, Азербайджан, а также страны Балтии.
- Во-вторых, наше конкурентное преимущество ‒ предложение перевозки негабаритных грузов, в том числе в Китай, Индию, Африку, Южную Америку, США, Японию, Австралию. Для этого мы разрабатываем техническую документацию по креплению, размещению грузов на вагонах-платформах, сами ведем погрузку и крепление спецтехники в вагонах. Такие компетенции в нашей стране есть всего у нескольких компаний.
- В-третьих, мы сохранили отправку белорусских грузов из европейских портов: Клайпеды, Риги, Гданьска. Ну и, конечно, отправляем любые грузы из всех российских портов. Поскольку решений для экспорта достаточно много, то и проблем с отгрузками нет.
Один из интересных проектов в портфеле ‒ доставка контейнеров на Мадагаскар из Беларуси через Клайпеду. Мы отправили в порт Toamasina внедорожники. Это удалось в разгар забастовки работников порта, пограничной и таможенной службы. В такой напряженной обстановке удалось договориться с портом о выгрузке и предоставлении доступа к контейнерам нашим клиентам, выдаче им документов на груз.
‒ А если вернуться к маршрутам в ближнем зарубежье, какие преимущества есть у вас в доставке, например, белорусской сельхозтехники в Казахстан и Кыргызстан?
‒ Мы выполняем полный цикл работ по логистике техники, других грузов. Наши инженеры разрабатывают техническую документацию на индивидуальную перевозку ‒ только так можно согласовать доставку по железной дороге с администрациями железных дорог Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана.
Наши бригады занимаются погрузкой и размещением, креплением техники/груза в вагонах, мы оплачиваем тарифы во всех странах СНГ по пути следования вагона. Далеко не все перевозчики занимаются разработкой технической документации и не все предлагают оплату доставки за пределами Беларуси.
‒ Каковы возможности «АйронСимЛог» в предложении услуг импортерам грузов?
‒ Проекты в интересах импортеров не менее разнообразны: организуем логистику для грузов, следующих из Африки, Индии, Японии, Вьетнама, Южной Кореи, Китая, США, Южной Америки. Такая доставка идет как в универсальных контейнерах, специализированных, так и в рефрижераторных.
Перевезти уже не одну тысячу контейнеров удалось благодаря предложению мультимодальных перевозок через партнерства в Азии, Африке, Америке, Европе. Так смогли организовать быстрый сервис по загрузке контейнеров в порту отправления, подаче их на предприятия клиентов.
Мы выкупаем места на морских судах, чтобы обеспечить необходимым количеством мест для контейнеров наших клиентов, разработали альтернативные маршруты для мультимодальной доставки из Азии, ЮВА, Африки, чтобы снижать затраты на логистику в интересах клиентов.
В копилку таких проектов попала, например, доставка буровой установки из Китая для РУПП «Гранит». Это оборудование массой 120 тонн смогли разместить в 4 вагона.
Экзотические кейсы и «мосты» с Европой
‒ А что полезного закупают белорусские компании на Мадагаскаре? Как вам удалось стать поставщиком для самых известных фастфуд-ресторанов Беларуси?
‒ Поставка специй и соусов для ресторанов быстрого питания ‒ это пример сложного заказа. Основное затруднение для завоза специй в нашу страну ‒ это документальное решение, с которым мы как раз смогли помочь клиенту. В итоге ресторанная сеть в срок запустила сезонную линейку блюд в меню.
Вообще, большой ретейл и сетевые рестораны ‒ самые требовательные клиенты. И с ними есть одна большая проблема: они сильно сбивают тарифы на рынке массовыми заказами. Но такие заказы нам неинтересны.
Мы любим проектную логистику, в которой нужно индивидуально разбираться, разрабатывать логистические операции, вводить новые техники в обслуживание ‒ вот что интересно. А отгружать массово помидоры или другие продукты питания – с этим не к нам. Тут лучше обратиться к компаниям с парком машин, которые готовы возить за отрицательный фрахт.
‒ Рассказывают, что ваша компания справляется и с доставкой европейского оборудования, закупаемого промышленными предприятиями.
‒ Все верно, мы в 2023 году обрели статус международной компании с представительством в Польше и Грузии. Это позволяет организовывать перевозки, внешнеэкономические сделки с Евросоюзом и США, оформлять и ввозить спецтехнику, оборудование в Беларусь.
Портрет нашего клиентского портфеля – это промышленные предприятия, для которых мы ввозим оборудование. Это интересно и государственному, и негосударственному сектору. Например, у нас есть долгоиграющий проект с поставкой запчастей для авиатехники – пассажирской и грузовой.
Мы помогли модернизировать белорусские молочные заводы и производственные мощности «Гранита» в Микашевичах. Работаем с МАЗом и «Белмедпрепаратами». Обобщая, можно сказать, что у всех промышленников высокий спрос на конвейерные линии и упаковку.
Сквозь тернии санкций
‒ Можно ли говорить, что вы беретесь за доставку в Беларусь любых грузов, так как наработали опыт преодоления санкционных ограничений?
‒ Конечно, мы импортируем любые виды грузов, всех таможенных кодов. В большинстве случаев европейский бизнес ‒ итальянские, польские, немецкие компании ‒ лояльно относятся к белорусам и готовы с нами работать. Сдерживает партнерства то, что капитал американского происхождения проник практически во все крупные компании Европы, и учредители-американцы запрещают работать с белорусами и россиянами. Тем не менее всегда можно найти выход и привлечь европейских экспортеров к сделкам. Помогают контакты в дружественных странах. Все свои грузы мы всегда страхуем.
Например, в Беларуси у нас установлено партнерство с белорусской государственной страховой компаний, которая предлагает очень хорошие условия за счет большого объема страхуемых грузов.
Со своей стороны, страхуют груз и зарубежные партнеры, потому что любое оборудование стоят миллионы долларов. К тому же у нас есть страхование экспедитора.
Конечно, мы ‒ не уникальная компания на рынке, но конкурентов можно сосчитать по пальцам одной руки.
Искусство перемещать невозможное
‒ Расширяя географию поставок для клиентов, вы одновременно решаете и проблемы с перевозкой негабаритных грузов?
‒ Наш портфель проектов сформирован экспортно-импортными перевозками из 168 стран мира. И в каждом проекте мы прорабатываем возможность доставки негабаритных грузов.
Например, мы перевозили сельскохозяйственную технику, комбайны в Кыргызстан, и нашу работу показали по телевизору. Тяжелым оказался проект по доставке во Владивосток специальных трубоукладчиков, экскаваторов, другой техники, необходимой для строительства газопроводов. Мы несколько месяцев разрабатывали документацию, потом согласовывали ее между управлениями железных дорог Беларуси и России, чтобы нам разрешили осуществить перевозку и сформировать тариф. И это вышло очень-очень дорого: провезти один такой вагон стоило как купить квартиру.
Мы ‒ одна из пяти компаний в Беларуси, которая может заниматься негабаритными перевозками по железной дороге. А специалистов, способных подготовить необходимые документы для такой перевозки, всего два в стране, и один из них работает у нас.
За последние два года мы перевезли рекордное количество опасных грузов. Например, для гродненского «Химволокна», для частных предприятий, которые занимаются техническими маслами.
‒ Можно ли рассчитывать на помощь «АйронСимЛог», когда нужны услуги с терминальной обработкой грузов в Беларуси?
‒ Конечно. Мы работаем со всеми логистическими центрами в Беларуси, грузовыми железнодорожными станциями, складами временного хранения: оказываем сервис по выгрузке/погрузке, перетарке, проверке грузка, хранению, кроссдокинг-сервис.
Как известно, на 2000 складов, построенных в стране, реально работающих примерно 500, со всеми мы сотрудничаем. Нам каждый день звонят компании с просьбой что-нибудь у них разместить, потому что склады простаивают полупустые, а их надо обслуживать, платить зарплату персоналу.
Оптимизированная логистика: как задачам помогают партнерства
‒ Как «АйронСимЛог» удается упрощать логистические цепочки по всему миру, решая логистические задачи клиентов?
‒ Мы всегда держим руку на пульсе потребностей клиентов: в текущей нестабильной экономической ситуации и отношениях между странами мы заранее предварительно прорабатываем маршруты движения грузов, предлагаем решения комбинированных перевозок, берем на себя ответственность по полному логистическому циклу перевозки, применяем оптимальные коэффициенты для расчетов тарифов на перевозки.
Самое важное в логистике – это оптимизация процессов, из этого состоят решения в доставке грузов. Оптимизация происходит за счет того, что мы участвуем в цепочке доставки с несколькими государствами. Это международные перевозки, и мы участвуем во внешнеэкономической деятельности в нескольких государствах. И чем лучше выстраиваются у вас отношения с транзитными государствами, с государственными отправителями либо получателями грузов в зависимости от маршрутов, тем лучше условия и возможности вы получаете для того, чтобы доставить груз.
Например, перевозки из Китая. Мы сами ездим на выставки, на встречи с партнерами в Шэньчжэнь. Буквально в октябре мы с ними договорились о спецусловиях в поставках и погрузках контейнеров. Шэньчжэнь – один из самых крупных хабов по производству электрооборудования, и там находятся наши ключевые партнеры, которым мы помогаем настраивать импортную и экспортную работу с Беларусью. Так, одна компания выкупила на год вперед поставку из Беларуси куриных лап, которые в Китае считаются деликатесом. Это был очень крупный контракт. К слову, «АйронСимЛог» ‒ это аббревиатура, переводимая с английского как «надежная простая логистика».
‒ Как вы оцениваете главные тенденции на рынке логистики в странах СНГ и какие новые вызовы стоят перед компанией в условиях меняющихся международных правил торговли?
‒ Сегодня рынок логистики в странах СНГ испытывает ряд изменений и вызовов. С одной стороны, наблюдается рост объемов грузоперевозок, связанный с развитием торговли и экономическим развитием региона. А с другой ‒ появляются новые вызовы в условиях меняющихся международных правил торговли, таких как изменения в таможенном законодательстве, введение новых тарифов и санкций, а также нестабильность внешнеполитических отношений.
Эти изменения требуют от логистических компаний более гибкого и адаптивного подхода к управлению цепями поставок, а также улучшения технологических решений для повышения эффективности и прозрачности логистических процессов.
Настал момент, когда важно уделять внимание развитию устойчивых и экологически чистых методов грузоперевозок, чтобы соответствовать современным стандартам и требованиям клиентов и международных регуляторов.
*Партнерский материал. ООО «АйронСимЛог», УНП 193175007