«Кризис – это возможность для бизнеса. Возможность выжить, обогнать других и стать сильнее или… погибнуть. Поэтому мы работаем еще больше, чем раньше, и не сокращали бюджет, а наоборот, строим стратегии и планы, "как заработать больше", а не "на чем можно сэкономить". Ведь куда направлен фокус внимания, там и будет результат», – рассказывает Лилия Борисова, руководитель проекта «Фабрика предпринимательства дети» (обучение детей финансовой грамотности и предпринимательскому мышлению).
«Финансовая грамотность и предпринимательское мышление – это про будущее»
– В феврале мы все проснулись в новой реальности. Трудно поверить в то, что это происходит в современном мире, а не в учебнике истории. Для себя я поняла, что я не хочу поддаваться панике, смотреть новости и читать блогеров, которые освещают события или высказывают свое мнение относительно ситуации в Украине, ведь я никак не могу на это повлиять.
Единственное, что я могу сделать сейчас, – продолжать делать свое дело. Ведь что бы ни происходило, многие проблемы проще решить, когда на это есть финансовые возможности.
Мы все еще будем покупать одежду и еду, продолжать платить аренду. И пусть лучше мои проекты помогут кому-то в это время стать финансово свободными, чем я буду обсуждать происходящее.
Наши курсы учат детей и подростков финансовой грамотности и предпринимательскому мышлению, а это все про будущее. Родители, которые обучают у нас детей, достаточно осознанные люди, и многие разделяют мое мнение: что бы ни происходило, мы не можем останавливать обучение и самообразование. Мир развивается, и мы должны шагать в ногу со временем.
«Кризис, как никогда, обязывает...»
Кризис, как никогда, обязывает нас обучаться и осваивать новые знания, и наши клиенты остаются с нами. Я создала чат для родителей, где раз в неделю делаю бизнес-завтраки для предпринимателей малого и среднего бизнеса. В чате уже не только наши клиенты, а просто бизнесмены, которым актуальны живые встречи и поддержка своей энергии. Мы встречаемся каждую среду и помогаем друг другу при помощи нетворкинга, меняемся опытом, знаниями и связями, это актуально для всех. Из этого направления даже вырос новый проект «Мастермайнд-группа для предпринимателей» – про стратегии развития направления бизнеса в виде частных встреч и проведения стратегических сессий.
Работаем еще больше, чем раньше, и не сокращали бюджет, а наоборот, строим стратегии и планы, «как заработать больше», а не «на чем можно сэкономить». Ведь куда направлен фокус внимания, там и будет результат.
Моя команда подхватывает новые идеи с таких встреч, и мы сразу применяем их на практике, мотивация на работу от этого только растет.
Мой антикризисный план и рекомендации:
Финансы:
1. Считать прибыль EBITDA.
2. Сделать бюджет доходов и расходов.
3. Сделать план ДДС.
4. Договориться об отсрочке платежей.
5. Контролировать дебиторку и просроченную дебиторку.
6. Оптимизировать ФОТ.
7. Пересмотреть рекламный бюджет.
8. Оптимизировать налоги (в рамках закона).
9. Закупать всё через тендерный комитет.
10. Урезать социальные расходы.
11. Заморозить инвестиции.
Клиенты:
12. Провести ревизию клиентской базы.
13. Определить VIP-клиентов и стать для них незаменимым.
14. Составить «расстрельные списки» клиентов и взвести курок.
15. Увеличить процент повторных продаж.
16. Уменьшить стоимость лида.
17. Считать рентабельность инвестиций в рекламу – ROMI.
Бизнес-процессы:
18. Сделать то, что давно было пора сделать.
19. Запустить панель управления компанией.
20. Провести ревизию активов.
21. Перевести часть сотрудников на удаленную работу.
22. Сократить оргструктуру.
23. «Засушить» склад.
24. Запустить онлайн-продажи.
25. Провести ревизию бизнес-процессов.
26. Выпустить новый товар или услугу.
27. Собрать антикризисный штаб.
28. Перераспределить обязанности в команде.
29. Оптимизировать ОП и изменить мотивацию РОПа.
30. Сократить потери.
Сотрудники:
31. Сократить численность сотрудников.
32. Сохранить ядро компании.
33. Изменить мотивирование сотрудников.
34. Выстроить эффективный внутренний маркетинг.
35. Добиться быстрых маленьких побед.
Руководители:
36. Превратиться в «лидера-коллегу».
37. Попросить прощения у сотрудников.
38. Больше просить – больше получать.
39. Держать перед глазами список своих ошибок.
40. Повышать уровень амбиций.
41. Позволять себе отдыхать и лениться.
Советы:
42. Принимайте решения быстро.
43. Ежедневно следите за кривой кризиса относительно конкурентов.
44. Призовите себя в армию.
45. Переходите на «ручное» управления.
46. Начните продавать сами.
47. Проводите встречи один-на-один с ключевыми управленцами и ценными сотрудниками.
48. Демонстрируйте уверенность в себе и в компании, станьте главным «позитивщиком».
Кризис – это возможность для бизнеса. Возможность выжить, обогнать других и стать сильнее или… погибнуть.
Вы — предприниматель или топ-менеджер? Платформа Myfin.by помогает быстро найти и сравнить кредиты для бизнеса на любые цели: от улучшения оборота до расширения. Сравните предложения всех банков и подайте заявку без лишних шагов!
Почему Myfin.by?
- Сравнение всех предложений — получите лучшие ставки и условия от ведущих банков.
- Простота и удобство — выбирайте условия и оформляйте заявку онлайн, без визитов в банк.
- Экономия времени — забудьте о часах поисков и бумажной волоките.
- Полная прозрачность — ясные условия, никаких скрытых комиссий.
Планируете расширение или модернизацию бизнеса? Найдите подходящий кредит на Myfin.by и получите деньги на развитие прямо сегодня!