
За текущую пятилетку в машиностроительные проекты планируется инвестировать 6 млрд. рублей. В следующую пятилетку средства пойду на модернизацию производства и в основном в роботизацию. Об этом рассказали замминистра и руководители ведущих предприятий.
Роботизация в приоритете
Первый заместитель министра промышленности Андрей Конюшко отметил, что в стране работает более 100 машиностроительных предприятий, на которых занято порядка 150 тыс. человек. Реализуется 25 инвестиционных проектов.
– Предприятия, несмотря на вызовы времени, продолжают работать над выпуском новой продукции, над ее инновационностью и качеством. Мы в этой пятилетке и в текущем году большое внимание уделяем реализации различных проектов, импортозамещающих и интеграционных. И в этом году не снижаем свою активность. По итогам прошедшего периода инвестиции в активную часть на 30% вложено больше, чем в предыдущем году. В целом за эту пятилетку объем вложений предприятий Минпрома вырос в три раза.
– Фактически каждый холдинг, а их у нас 17, имеет свою инвестиционную программу и ее реализует.
Первый замминистра также коснулся проектов на «БелДЖИ».
– И там проводится работа. Если касаясь роботизации, процесс усовершенствования не останавливается. В этом году модернизированы цех сварки и цех окраски. Если до этого было 10 роботизированных систем, то после модернизации их количество увеличилось до 40. Производительность выросла в два раза – до 37 автомобилей в час.
Проекты на «БЕЛАЗе»
Генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Сергей Лесин сообщил, что предприятие разработало концепцию развития до 2030 года.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- дебетовые карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
– Там есть как несколько разделов, качающихся отдельных позиций на рынке, так и стратегия развития информационных систем, стратегия развития производственных мощностей, технологий.
Если касаться роботизации, то стоит задача увеличения объема операций, выполняемых роботами при сварке, до 80%. Сегодня у нас 45-50%.
Там же поставлены цели и задачи диверсификации продуктовой линейки. Как правило, это крупное тяжелое оборудование, которое можно использовать в разных сферах производства, но в основном – горные разработки.
Заместитель генерального директора ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Александр Игнатюк рассказал про стратегию, в которую вошли этапы технического развития, работа с персоналом.
– Одним из ключевых вопросов для нас является роботизация, потому что мы исходим из задач, как повысить производительность труда – с меньшим количеством людей производить большее количество продукции высокого качества. Первые шаги уже начаты. Буквально месяц назад на заводе «Могилевтрансмаш» мы запустили роботизированную линию по сварке форм самосвальной техники. На этом проекте будем обкатывать основные технологии, будем оценивать необходимость дальнейшей роботизации. Что касается основной площадки, то перед нами стоит задача по роботизации производства кабин.
По словам спикера, это ключевой проект.
– В этом проекте роботизация будет стандартизирована и носить массовый характер. Он важен для качества автомобильной техники. Мы будем производить кабину третьего поколения, которые есть в опытных образцах, а в будущем она станет серийной.
Сергей Лесин рассказал об инвестиционных проектах на предприятии и новинка производства. Так в этом году «БЕЛАЗ» отгрузил опытный образец карьерного грейдера общей массой более 74 тонн.
– Мы стали третьими в мире производителями такой техники. В августе отгрузили карьерный самосвал весом 200 тонн с кубовым ковшом. Это новый продукт, который дополняет нашу линейку карьерных самосвалов. Мы работаем над техникой для работы под землей. Опытный образец погрузочно-доставочной машины грузоподъемностью 17 тонн сейчас происходит испытания.
По информации гендиректора, за первое полугодие текущего года инвестиции в основной капитал составили около 180 млн. рублей.
– Уже приобрели 45 единиц техники высокоточного оборудования. До конца года эта цифра вырастит до 70. Мы потратим на эти цели более 220 млн. рублей.
Руководитель выделил три крупных проекта. Так, произведена модернизация главного конвейера.
– Мы сделали труд наших работников более безопасным. Кроме того увеличили производственные мощности и увеличили грузоподъемность машин которые могут собираться на нашем главном конвейере. Сейчас ведем работы по увеличению производства самосвалов грузоподъемностью 130, 220 и 240 тонн. В этом году закончим эту работу.
Также начался монтаж нового окрасочного производства, максимально роботизированного, будет производится окраска крупногабаритных деталей и узлов карьерных самосвалов. Так реализуется проект по производству ободов колес в Орше. В 2026 году комплекс должен заработать. На реализацию проекта будет направлено 115 млн. рублей. Уже приобретено 45 единиц оборудования.
Третий проект – организация кольцераскатного производства. Импортозамещающий проект, на который направлено более 260 млн. рублей.
– Все эти проекты позволяют нам становиться технологически независимыми, повышать конкурентоспособность за счет того, что мы снижаем себестоимость, увеличиваем локализацию внутри нашего холдинга и кроме этого проекты оценены со стороны наших партнеров и включены в межправительственные соглашения и финансируются, в том числе, кредитными средствами, выделенными правительствами РФ.
Сергей Лесин также сообщил, что 22 сентября в Пинске будет запущено производство гидравлических насосов для нужд ряда белорусских машиностроительных предприятий.
– Эта работа была проведена совместно с российской компанией «Пневмостроймашина». Было создано СП, в проект было вложено более 22 млн. рублей. Мы начинам промышленную эксплуатацию объекта для изготовления необходимого для белорусских предприятий оборудования.
Проекты на «МАЗе»
Александр Игнатюк рассказал, что знаковым проектом в этом году стало открытие нового автобусного завода.
– С весны мы выводим производство на проектные мощности, обучаем людей, заполняем линию и имеем первые результаты. Дополнительные мощности позволили только за два летних месяца выиграть контракты на более 600 автобусов на различных рынках. При предыдущей структуре мы просто не могли бы сделать, исходя из сроков поставки.
Среди новых проектов и новой номенклатуре он назвал: электрический мусоровоз с вынесенной кабиной, тягач с роботизированной коробкой передач, туристический автобус двухосный нового поколения, техника социальной направленности (скорая помощь, школьный автобус, для перевозки маломобильных пассажиров и другие).
– Мы продолжаем развиваться в сторону электротранспорта. В первую очередь пассажирский электротранспорт, который сегодня наиболее перспективен и востребован как внутри страны, так и на внешних рынках. Это линейка электробусов третьего поколения. Мы уже сделали и активно продаем 12-метровый, занимаемся 18-метровым. Такая же линейка и в троллейбусной технике на том же кузове. Весь модельный ряд будет у нас на трех видах топлива – электрический, газовый и дизельный.