Отказ от аналитических cookie-файлов
Отключение аналитических cookie-файлов не позволит определять предпочтения пользователей Сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы Сайта исходя из предпочтений пользователей.
Отказаться
Принять
Отказ от рекламных cookie-файлов
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию работы Сайта, исходя из предпочтений пользователя, а также осуществлять подбор рекламы, иных рекламных материалов по наиболее актуальному, подходящему назначению для каждого конкретного пользователя.
Отказаться
Принять
Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

«Пока чувствуем себя муравьиной фермой»: как белорусы делают сервис помощи автовладельцам

«Пока чувствуем себя муравьиной фермой»: как белорусы делают сервис помощи автовладельцам
Андрей Сабалевский. Фото предоставлено героем материала
Андрей Сабалевский. Фото предоставлено героем материала

Видеть время парковки автомобилей в режиме дополненной реальности, совершать операции, связанные с автомобилем, в личном кабинете, защищать личные данные через виртуальный номер – часть этих функций сервис RoadBee уже реализовал для своих пользователей, а часть планирует добавить в ближайшее время. О том, как возникла идея кросс-платформенного сервиса для автомобилистов и во что она может развиться, рассказал СEO RoadBee Андрей Сабалевский.

Все началось с вопросов

В 2013 году я был собственником полиграфической компании и задавал клиентам много вопросов: «А зачем вам это? А то? Почему вы решили, что должно быть так?» Мы выясняли проблематику и старались сделать так, чтобы наши клиенты добивались своих целей. Это необычно: в основном полиграфистов интересуют тираж и бюджет. Один клиент в 2015 году сказал: «Вы не столько полиграфическая компания, сколько маркетинговая!»

Работали на сувенирном рынке, где все делают продукцию клиентам по одним и тем же каталогам. Чтобы чем-то выделяться, в 2017 году запустили свои ежедневники.

В 2021 году году мы их модернизировали: добавили в обложки NFC-метки. Это тоже случилось из-за того, что мы задавали вопросы.

Примечание: NFC-метки – миниатюрные наклейки, которые позволяют смартфону выполнять определенную команду при приближении к ним на 10 сантиметров. Они стоят дешево и позволяют выполнять множество задач: обмениваться данными, управлять электронными платежами, подключать домашнюю технику и т.п. с помощью специальных приложений.


Фото носит иллюстративный характер. Источник: nazya.com

Клиенты дали обратную связь, что быстро исписывают наши ежедневники. Другие бы сказали: «Ну ок, покупайте новые». Мы же придумали вариант с многоразовой обложкой и спросили: «А почему вы так быстро их исписываете?» Нам ответили, что они удобные и практичные, их постоянно берут с собой.

Можно было бы на этом остановиться, но мы продолжили уточнять: «А что вы еще берете с собой?» Нам перечислили: ключи, смартфон, пластиковую карту, наличные деньги, права и визитки, так как большинство наших клиентов были из b2b. Нас осенило: визитки! Как раз тогда, в 2021 году, много говорили про электронные визитки.

Мы изучили, как это работает, и поняли, что можно спрятать внутри слоев обложки NFC-метку, и это будет незаметно. Я бросил в своем Facebook клич – отозвался парень, менеджер IT-компании. В декабре 2021 мы сделали работающий прототип, с этой компанией работаем до сих пор по всем нашим задумкам.

Как-то одна из клиенток спросила: «А NFC работает на расстоянии? Можете сделать мне автовизитку в машину, чтобы не надо было набирать номер, а можно было поднести телефон и все считалось?» 18 января 2022 уже был готов работающий вариант.


Эволюция автовизитки :)

Мы показали его в феврале 2022 года на выставке маркетинговых решений «Содружество». Как продукт «автовизитка» была достаточно сырой, но уже тогда была активность от брендов на тему коммуникации с автомобилистами – это достаточно платежеспособная аудитория.

От автовизитки до экосистемной IoT/V2X-платформы

Дальше пошла разработка. Мы изначально закладывали в продукт экосистемную IoT/V2X-составляющую, чтобы в будущем стать платформой для автомобилистов, которая заменит существующие. Видели это так: сделать место, где будут зарегистрированы все автомобилисты и компании, которые оказывают им различные услуги и продают товары.

Примечание: Интернет вещей, IoT (internet of things) – сеть объектов реального и виртуального мира, подключенных к интернету и способных обмениваться данными. В данном случае – взаимодействие автомобиля с окружающим миром.

V2X (Vehicle-to-Everything) – это технология совместной работы автомобиля и дороги, которая соединяет автомобиль со всем остальным. V представляет собой транспортное средство, а X – любой объект, который обменивается информацией с транспортным средством. В настоящее время X в основном включает в себя транспортные средства, людей, придорожную инфраструктуру и сети.

Среди основных проблем автомобилистов мы видели недостаток парковочных мест (автомобилей много, а инфраструктура еще советская), ее решение поспособствовало бы уменьшению конфликтов на парковках и снижению стоимости содержания автомобиля.


Фото носит иллюстративный характер. Источник: krot.info

В конце февраля все договоренности стали на паузу на неопределенный срок. Но разработку мы не останавливали. Понимали, что это еще не тот продукт, который пользователь захочет разместить у себя в автомобиле.

Разработку изначально делали так, чтобы минимизировать количество используемых технологий и чтобы все материалы можно было найти локально, в Минске или Москве, в крайнем случае заказать из Китая. Санкции и нарушение логистических цепочек на нас особо не отражаются.

К концу марта сделали первую готовую версию нашего продукта, всего на разработку и организацию запуска ушло около $ 20 000.

В июне 2022 года зарегистрировали новую компанию RoadBee, основной вид деятельности – разработка программного обеспечения. Название состоит из двух слов: Road – дорога, и Bee – пчела. По сути, мы работаем через «соты», принимаем в семью новых пользователей и становимся на их защиту, как настоящий улей.

Модернизируем продукт

По итогам тестового запуска мы получили обратную связь от пользователей. Например, номер телефона наклеивался на лицевую сторону, и человек убирал ненужные элементы, чтобы получить свой номер телефона. Но это было не очень удобно. Например, чтобы сделать из восьмерки тройку, надо было вручную удалить элементы, мог остаться клей. И хорошо, если была прохладная погода 10-15 градусов, а в 30 градусов клей плавился и цифры начинали съезжать.

Поняли, что надо что-то делать с номерами телефонов, как-то их впечатывать. Но под каждого отдельного клиента это неудобно, сложно, мы не знали, что делать. Решили, что нужно номер впечатывать заранее. Так пришла идея о возможности сделать виртуальный номер и защитить персональные данные пользователей.

Общались с коллегами, которые сказали: «Вам надо на российский рынок, там просто беда с парковками». Мы присмотрелись и увидели, что там либо сервис без устройств, либо устройства без сервиса. А у нас есть и то, и другое – и в целом это большой инфраструктурный проект, в котором нет границ и ограничений.

Обратили внимание на защиту персональных данных

В России все сложно с защитой персональных данных: людей донимают звонками и сообщениями, находят по номеру в соцсетях. Если в машине лежит автовизитка с реальным номером, то ее может сфотографировать сборщик информации, а затем вбить номер в мессенджеры и отправить человеку предложения автокредитов, лизинга, страхования и т.д. Также по номеру в Viber у многих видно имя, а часто и фамилия: по поисковикам можно найти человека в соцсетях.

В России еще распространена история с перевыпуском SIM-карт и получением допуска к банковским картам, у нас пока нет такой проблемы.

Чтобы как-то защитить данные наших пользователей, решили использовать виртуальный номер, с которого будет идти переадресация на реальный номер владельца. При этом владелец не отсвечивает своим настоящим номером нигде. Такая опция «подменный номер» уже есть у российского портала авто.ру: при размещении объявления, чтобы не было спама на реальный номер, выдается подменный.

Решили, что при покупке нашей автовизитки (она стоит сейчас 60 BYN) мы будем выдавать владельцу бесплатный виртуальный номер с годовой подпиской на него. Этот номер также можно использовать для указания в объявлениях на различных интернет-порталах.

Организуем сервис виртуального номера с одним из крупных мобильных операторов. Для мобильного оператора это новый опыт, поэтому функционал «Виртуального номера» пока ограничен. Готовим запросы в ОАЦ и Министерство связи, чтобы выяснить нюансы и дополнить сервис новыми возможностями. MVP виртуального номера мы показали на фестивале «Вулица ежа» 18–19 июня, там же сделали 20 штук для посетителей.

Одна из функций виртуального номера – «Глобальный черный список». Бывает, что людям звонят мошенники или навязчивые продавцы. В этом случае наш пользователь сообщит нам этот номер, мы его верифицируем и блокируем для всей базы сразу. И если продавец или мошенник позвонит затем другому нашему пользователю, то услышит сообщение: «Спасибо, что позвонили в сервис RoadBee, но ваш номер находится в списке нежелательных. До свидания».

Ориентируемся на конечных пользователей

Наши клиенты – это конечные пользователи с рядом реальных проблем, которые мы можем решить. Рассказываем про наш продукт в автомобильной тусовке – посещаем автомобильные фестивали, автоклубы. Планируем до конца осени привлечь 3-5 тысяч пользователей.

Мы пробовали договориться о сотрудничестве с автопорталами, но они в этом не заинтересованы. Хотя в России, например, автопорталы кроме виртуального номера предлагают пользователям привилегии по страховке, бесплатный осмотр автомобиля, полную историю автомобиля, автоподбор, обслуживание.

При этом на продаже самих устройств мы зарабатываем копейки.

Монетизацию мы видим в экосистемной составляющей, чтобы пользователь мог через личный кабинет производить оплату товаров и услуг, связанных с автомобилем.

Наша роль (и заработок) в этом – связывать напрямую конечного потребителя и тех, кто продает товары и услуги. И наша задача – максимально быстро до этого дойти.

Что мы предлагаем

Кроме виртуального номера, предлагаем и другие опции:

– возможность внутри кабинета оставлять предупреждения (добавим с октября 2022). Как это работает: если пользователь RoadBee кого-то собирается вынужденно заблокировать, то он не ждет, когда ему позвонят с претензией.

Ситуация: приезжаешь в бизнес-центр ненадолго, свободных мест нет. Блокируешь кого-то, оставляешь свой телефон (такую «бумажную индульгенцию»), и тебя потом вызванивают. Но это неправильно! Лучше, если вы собираетесь кому-то ограничить движение, предупредить такую ситуацию! Могут же вызвать ГАИ или испортить колеса.

В кабинете у наших пользователей мы добавим поле для номера телефона машины, которую вы загораживаете (если он есть на обычной автовизитке). Можно нажать кнопку: «Я вас заблокирую на 20 минут» – и владельцу другой машины приходит на телефон СМС: «Здравствуйте, это сервис RoadBee, наш пользователь с номером (указываем виртуальный номер нашего пользователя) заблокирует вас на 20 минут».

– предупреждение о происшествии, эвакуации, включенных габаритных огнях. Если у человека горят габаритные огни, произошло происшествие или авто могут эвакуировать, то в личном кабинете нашего сервиса надо ввести номер телефона, и владельцу придет СМС с предупреждением. Также нашего пользователя может предупредить другой человек: он подходит к автомобилю, сканирует QR-код и может позвонить по этому номеру.

– предотвращение конфликта на парковке. У каждой карточки есть кабинет, доступ к нему через QR-код или NFC. Если на набор номера вручную уходит примерно минута (да еще можно набрать ошибочно), то с QR-кодом или NFC это занимает 10 секунд.

64% автовладельцев прячут автовизитки, их даже нельзя предупредить о происшествии. Большинство убирают, чтобы не был виден номер телефона, с аргументацией: «Я не мешаю, зачем мне выкладывать номер?»

– на будущее планируем создание полноценной платформы для автолюбителей, которая объединит бренды и конечных пользователей.

Коммуникация брендов с автолюбителями

Наша модель продвижения строится с акцентом на корпоративных клиентов. Мы заинтересованы в том, чтобы компании выдавали наши карточки своим клиентам в разных ситуациях.

Это пример win-win-win: для компаний это инструмент повышения лояльности клиентов, партнеров и сотрудников; для сервисов – привлечения клиентов; для пользователей – получения бонусов на полезные услуги для автомобиля.

Бренды могут заказывать карты с дизайном своей компании. А личные кабинеты внутри сервиса можно брендировать в стиле компании, даже можно внутри разместить лендинг этого бренда.

Наши партнеры – мойки, автосервисы, шиномонтажи, детейлинг-центры, страховки, банки, лизинг, каршеринг – все, что связано с автомобилями. Не исключаем, что постепенно у нас появятся компании, связанные с потребительскими нуждами, например, детские товары, косметика, зоотовары, медцентры. Ведь в первую очередь автомобилист – человек со своими потребностями.

Конечно, есть и сложности. Первая реакция рынка на новый продукт – отторжение. Вспомните Uber: «Да зачем это надо, и такси хорошо работает!» Так было даже с изобретением машины: «Есть же экипажи и лошади». Пока мы чувствуем себя муравьиной фермой, на нас все смотрят и оценивают: «Посмотрим, что у вас получится». Бренды говорят: «Вот когда у вас будет большая база, мы придем».

Поэтому пока идем напрямую к пользователям, устраиваем различные активности, презентуем свой продукт. Наша основная задача сейчас – нарастить базу клиентов. Чем больше будет клиентов, тем больше придет партнеров.

И это только начало!..

То, что есть сейчас, – это только первая версия нашего продукта. Прямо сейчас он уже отлично работает без экосистемы: мы защищаем персональные данные, предотвращаем конфликты на парковках и снижаем стоимость владения автомобилем из-за партнерских скидок минимум на 5% в год (за исключением топлива). Бренды могут внутри кабинетов вести коммуникации, рассылать СМС с предложениями по всей базе.

Почему мы называем это «автовизитка»? Это понятно людям. А по факту это интернет вещей и взаимодействие автомобиля с окружающим миром. Во второй версии устройства уже будут общаться между собой. Будет мобильное приложение: человек сможет в режиме дополненной реальности смотреть на запаркованные автомобили и видеть, когда те уезжают, – конечно, если это наши пользователи.

Видим, что у нас есть отличные перспективы в автоматизации парковок и расчетов. Когда база приблизится к 10 тысячам, начнем активно сотрудничать с парковками столицы, чтобы в карту добавить RFID-метку и использовать карту для открытия шлагбаума. С помощью нашей карты можно будет делать и оплаты на заправке.

Пример: вы приезжаете на заправку, ваш автомобиль идентифицируется по карточке. В личном кабинете появляется виджет заправки. Пока стоите в очереди, сможете выбрать товары из ассортимента заправки (кофе, сэндвич). Когда подъедете к колонке, нажмете «Оплатить» в кабинете – карточка уже привязана к кабинету. Пока машина заправляется, заходите на заправку, показываете QR-коды, забираете свой кофе и сэндвич.

В тех сервисах, которые сейчас есть для оплаты, надо найти QR-код, что-то ввести. Но в нашей экосистеме не нужно будет ничего вводить – приложение будет подстраиваться под то, где вы сейчас. Заехал на мойку – в кабинете появляются все условия для оплаты услуг на этой мойке. То же самое с шиномонтажом, торговыми центрами и другими услугами. Мы про это мало кому рассказываем, настолько пока это звучит фантастично!

В мире, особенно в Китае, активно развивается система V2X (Vehicle-To-Everything) – взаимодействие автомобиля с окружающим миром. Это ближайшее будущее, в том числе и наше.

Платформу мы делаем совместно с IT-компанией Phygit. В ближайшие год-два собираемся регистрироваться в ПВТ и в «Великом камне» – у нас достаточно серьезная производственная часть. Планируем в следующем году делать приложение и технические средства идентификации пользователей – по затратам это еще около $ 500К. Хотим также начать изготавливать устройства в промышленных масштабах. Емкость рынка – 3,5 млн автовладельцев в Беларуси, около 10 млн только в Москве. Наша бизнес-модель очень гибкая, поэтому с некоторыми изменениями может работать глобально.

Фото: Фото предоставлены героем материала
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все