Отказ от аналитических cookie-файлов
Отключение аналитических cookie-файлов не позволит определять предпочтения пользователей Сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы Сайта исходя из предпочтений пользователей.
Отказаться
Принять
Отказ от рекламных cookie-файлов
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию работы Сайта, исходя из предпочтений пользователя, а также осуществлять подбор рекламы, иных рекламных материалов по наиболее актуальному, подходящему назначению для каждого конкретного пользователя.
Отказаться
Принять
Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

«Открылись ниши для роста, о которых мало кто думал»: что происходит в сфере грузоперевозок и складской логистики

«Открылись ниши для роста, о которых мало кто думал»: что происходит в сфере грузоперевозок и складской логистики
Фото: предоставлены героем материала
Фото: предоставлены героем материала

Экономические и политические события в мире, развитие маркетплейсов, технологические инновации – все это напрямую влияет на сферу логистики и грузоперевозок. Про актуальные тенденции бизнеса грузоперевозок и складской логистики рассказал Дмитрий Лаганцов, руководитель транспортно-логистической компании «ВПЛ».

Тенденции сферы складских услуг и ответственного хранения

– В сфере грузоперевозок и складской логистики я уже более 20 лет, поэтому могу выделить тренды того, что сейчас происходит в этих направлениях, и какие факторы оказывают на них влияние.

1. Нехватка складских площадей. В Минске и его окрестностях очень мало складских площадей хорошего качества. В отличие от успешного 2022 г., когда на рынок было выведено свыше 151 тыс. кв. метров новых складских площадей, в 2023 г. не было сдачи новых помещений. В Минске и пригородах в стадии строительства находится ряд объектов, но их возведение ведется низкими темпами с неопределенными сроками сдачи. По моим ощущениям, в Минске вакантны не более 2% имеющихся складских помещений.

О высоком спросе на складские помещения говорит и изменение лояльности арендаторов в плане так называемого транспортного плеча. Если 5‒6 лет назад арендаторы требовали, чтобы объект находился до 2 км от МКАД, затем начали лояльно относиться к объектам, расположенным в 8‒10 км от кольцевой дороги, то сейчас готовы рассматривать объекты и до 50 км от МКАД.

2. Рост интереса компаний к аутсорсу складских услуг. Администрирование складских процессов занимает много времени, и не все компании (особенно малые) к этому готовы. Мало того, что нужно найти сотрудников (а это непросто!), так их еще нужно ввести в должность, соблюдать требования законодательства по охране труда, пожарной безопасности и так далее. Большинство компаний решают сосредоточиться на ключевых процессах и продажах, а все непрофильные сферы ‒ передать специализированным компаниям.

В 2020 году мы открыли около Минска полноценный склад на 1000 ячеек товара и теперь можем как хранить, так и доставлять эти грузы.

3. Обновление складской техники. Со складской техникой наблюдаем те же проблемы, что и с автопарком – уход европейских брендов, частичное отсутствие запчастей. Выручает китайская погрузочная техника – в Беларуси она представлена уже достаточно давно и в большей степени хорошо себя зарекомендовала.

4. «Бесконтактные продажи». Увеличивается количество продавцов, которые физически вообще не взаимодействуют с продаваемым товаром – например, заказали его на фабрике в Китае, по приезде мы его забираем на таможне, доставляем к себе на склад, упаковываем и доставляем покупателю. В этой ситуации клиенты могут даже не находиться в Беларуси и вести бизнес из-за границы (при этом в стране у них будет интернет-магазин и бухгалтер на аутсорсе).

5. Время на адаптацию. Когда бизнес размещает свой товар на складе ответственного хранения, нужно учитывать человеческий фактор – около месяца требуется на то, чтобы сотрудники склада разобрались в товаре, особенностях его упаковки. Бывает, что на товарах практически одинаковые наклейки, отличающиеся только одной буквой, это может вести к ошибкам и пересортицам. Но обычно после процесса адаптации ошибки сводятся к минимуму.

6. Рост интереса белорусских компаний к услуге фулфилмента в Москве. Когда белорусские компании начинают думать про масштабирование, то в первую очередь смотрят в сторону России. Это большой рынок сбыта, общий язык, лояльность к белорусским товарам.

Условия и объемы продаж совершенно разные в случаях, когда покупатель доставляет товар на склад маркетплейса в Минске или в Москве. Поэтому среди белорусских компаний растет интерес к услуге доставки в Москву и ответственного хранения там товаров. Мы видим этот интерес и оказываем услугу консолидации товаров на наших московских складах.

Что же касается российских компаний, то некоторые ошибочно думают, что можно просто привезти к нам товар без регистрации тут компании. Но нужно понимать, что привезенный товар должен быть обязательно оприходован на белорусское юрлицо. В зависимости от размера партии товара российской компании может быть удобно или заключать международные контракты с каждым магазином, или сделать контракт на свое белорусское юрлицо и потом уже от него вести продажи.

В сегодняшней ситуации видим много возможностей для белорусского бизнеса масштабироваться в РФ. Например, в Россию практически полностью запретили ввоз импортных кормов для животных, а это огромная ниша. Такие ситуации можно обнаружить и во многих других сферах, и белорусские товары с большой долей вероятности найдут своего покупателя.

Масштабирование в соседнюю страну (из Беларуси в Россию или наоборот – из России в Беларусь) часто тормозится тем, что многие компании думают, что для этого нужно сразу открывать в другой стране свой склад, нанимать персонал, разбираться с международным законодательством. Но все это большие временные и денежные ресурсы! Масштабироваться в другой стране намного проще и с меньшими затратами – используя комплексные фулфилмент-услуги, связывающие две страны.

Тенденции сферы грузоперевозок

1. Переориентация рынков. Сейчас для нас запад практически закрыт, остается восток. В основном мы ориентируемся на работу с Российской Федерацией, с ней в торговле действуют минимальные ограничения. Также растет товарооборот с Китаем – именно оттуда к нам идет основное «импортозамещение».

2. Развитие маркетплейсов. Люди уже не хотят искать товар на полках магазинов и тратить на это свое время, а предпочитают заказать его на маркетплейсах. Эта тенденция повлекла за собой многие изменения (про них расскажу дальше).

3. Изменение структуры перемещения товаров. Если раньше мы в основном возили грузы для B2B-сектора, и эти товары продавали организации через свои торговые сети, то сейчас рынок движется в сторону роста B2C-заказов. Много физлиц торгуют на маркетплейсах, и от них увеличивается спрос на грузоперевозки.

4. «Последняя миля» против длинных маршрутов. Раньше мы в основном возили товары на длительные расстояния, но в связи с развитием маркетплейсов и e-com стала востребована услуга «последней мили», то есть доставка товара от продавца на склад маркетплейса.

5. Острая нехватка персонала в сфере грузоперевозок. Маркетплейсы – развивающаяся сфера, и они пылесосом высасывают кадры, зачастую предлагая зарплату выше рынка. Часто дефицит сотрудников приводит и к низкому уровню качества, так как берут всех желающих. В сфере грузоперевозок же найти водителей, кладовщиков, работников на склад становится все сложнее (как-то мы полгода искали кладовщика себе на склад!).

В целом профессии водителя, курьера и складского рабочего видятся не столь привлекательными (как, допустим, программиста или даже бариста). В эти сферы часто приходят «подзаработать», но не рассматривают на длительную перспективу.

6. Рост потребности в качественной доставке. Со стороны маркетплейсов возникает спрос на качественную перевозку хрупких и дорогих товаров, с возможностью гарантийных обязательств, демонстрации товара – того, что стандартная процедура доставки на сегодняшний день не может обеспечить. В этом мы видим определенную нишу и возможности для грузоперевозок.

7. Увеличение стоимости и старение автопарка. За последние годы цена европейских автомобилей, которыми мы пользуемся в компании, выросла почти в 2 раза. К тому же можно столкнуться с длительным сроком поставки необходимых запчастей (по несколько месяцев) для европейских автомобилей, а каждый день простоя – это убытки (почти всю технику приобретаем в лизинг или кредит, и за каждую нужно ежемесячно платить).

В 2021 году мы приобрели грузовой микроавтобус Ford Transit за 80 тыс. BYN (около $31,5 по курсу 2021 года), а сейчас его стоимость – 160 тыс. BYN ($50 тыс.).

Обновление автопарка стараемся делать регулярно, но сейчас в основном за счет расширения парка – то есть берем новые машины, но продолжаем держать и обслуживать оставшуюся технику, тратить больше ресурсов на обслуживание.

Более доступной для обновления автопарка остается российская и китайская техника, но у нас нет длительного опыта ее эксплуатации и понимания, сколько времени она будет работать до крупного ремонта. Но и на эту технику цена постоянно поднимается.

Например, в прошлом году мы купили российский автомобиль «Газель» за 100 000 BYN, ждали его 3 месяца. Коллеги до этого купили похожий автомобиль на 20% дешевле. А сразу после нашей покупки цена выросла на 20%, автомобиль уже стал стоить 120 000 BYN. Про эксплуатацию российских и китайских автомобилей и количество их заездов на сервис по сравнению с европейской техникой мы пока говорить не готовы, нет накопленной истории. Но подозреваем, что ремонта станет больше.

8. Сезонность – крупные праздники. Спрос на грузоперевозки в разные стороны ожидаемо растет накануне больших праздников (Новый год, 23 февраля, 8 Марта).

9. Доставка крупногабаритной техники. Маркетплейсы продают товары разных габаритов, но все еще сложно представить, что девушка-продавец в пункте выдачи выкатит вам со склада холодильник или, допустим, стиральную машину. Такая крупногабаритная техника тоже доставляется клиентам, но по ней оформляется отдельная доставка.

10. Отправка сборных грузов. Если организации или ипэшники ежедневно передают транспортным компаниям много (от 20 и больше) сборных грузов, то подбор перевозчиков и администрирование этой деятельности превращается в настоящую головную боль.

Мы видим, что рынку не хватает удобной автоматизации фулфилмента (комплекса операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки), где в личном кабинете можно заказать и оплатить перевозку, отслеживать движение товаров, получать в приложении фотографии груза на всех этапах и нужные документы. Как раз занимаемся созданием такого приложения, которое через открытый код можно будет интегрировать с 1С или CRM клиентов.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все